Вы здесь

В.П. Бурмейстер: стиль и метод : Балеты Эсмеральда, Лебединое Озеро, Снегурочка

Автор: 
Ямакава Сихоко
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2006
Артикул:
276641
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
-3
ГЛАВА I. «Эсмеральда»: от Перро до Бурмейстера (1848-1950) -25
1.1 Первая постановка балета «Эсмеральда»: Ж. Перро (1848)
1.2 Балет «Эсмеральда» в постановке М. Петипа (1886)
1.3 Балет «Эсмеральда» в московских постановках
А. А. Горского (1902) и В. В. Тихомирова (1926)
1.4 Балет «Эсмеральда» в постановке А. Я. Вагановой (1935)
1.5. Балет «Эсмеральда» в постановке В. П. Бурмейстера (1950)
ГЛАВА II. «Лебединое озеро»: от Рсйзингсра до Бурмейстера
11.1 Первая постановка «Лебединого озера»: Ю. Рейзингер (1877)
11.2 Постановка балетмейстеров М. Петипа и Л. И. Иванова (1895)
11.3 Постановка балетмейстера А. А. Горского (1901 и 1920)
11.4 Постановка А. Я. Вагановой (1933) и Ф. В. Лопухова (1945)
11.5 Балет «Лебединое озеро» В. П. Бурмейстера (1953) — этап в истории постановок балета П. И. Чайковского.
ГЛАВА III. Балет «Снегурочка» в постановке В. П. Бурмейстера (1961)
(1877—1945)
-72
-135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
-153
ПРИЛОЖЕНИЕ
-161
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
И ИСТОЧНИКОВ
-164
Введение
Искусство хореографии родилось на основе народной танцевальной культуры и прошло длительный путь становления и развития, вплоть до возникновения специфично балетной хореографической формы. Именно хореографические образы выражают содержание балета как особого вида музыкально-театрального искусства, давно и уверенно занявшего место в ряду других видов искусств.
Балетное искусство всегда развивалось в общем русле театральнохудожественной культуры. Двигаясь вперед в своем поступательном движении, оно проходило этапы становления с естественными и неизбежными взлетами и падениями. Исследователи, занимающиеся различными видами искусства, рассматривая их как особые формы творческой деятельности человека, выявляя общие закономерности в развитии искусств, лишь изредка и бегло останавливались на примерах из области хореографического искусства, тем самым молчаливо соглашаясь с ограниченностью его возможностей. Это кажется не совсем справедливым сегодня, когда балет повсеместно получил широкое признание и занял одно из ведущих положений в системе искусств. Общепризнанно, что его «единицей измерения» является балетный спектакль - высшая и наиболее совершенная форма хореографии.
Подобно всем другим видам и формам сценического искусства, балет обладает собственными строгими закономерностями и сложными структурами. Его отдельные структурные составляющие неразрывно связаны в живое образное единство сценического произведения. Синтетическое по своей природе балетное искусство расчлснимо только
4. Исследовать хореографическое прочтение В.П. Бурмейстера пьесы классика русского драматургии А.Н. Островского «Снегурочка».
5. Определить синтезирующее начало постановок
В.П.Бурмейстера «Эсмеральда», «Лебединое озеро» и «Снегурочка» и выявить родственные связи этих спектаклей с предшествующими балетными прочтениями данной литературной или музыкальной драматургии.
6. Дать анализ постановочных приемов этих спекгаклей, в том числе взаимоотношения солистов и участников народных (кордебалетных) сцен как наиболее характерных драматургических построений в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Методологической основой диссертации послужили работы крупнейших отечественных ученых - театроведов, которые составляют сегодня методологическую базу современной науки о театре: Б.Л.Зингермана, П.А.Маркова, К.Л.Рудницкого, В.М.Красовской, М.Н.Строевой, В.М.Гаевского, И.Н.Соловьевой' и других. При анализе проблем, связанных с искусством музыкальных постановок, автор обращался к наследию К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Вопросы музыкальной драматургии и музыкального театра ставились и рассматривались в опоре на программные труды Б.В.Асафьева,
А.А.Гозснпуда. В ходе исследования привлекались документы и свидетельства современников, опубликованные па страницах периодической печати.
Материалом исследования послужили в основном архивные
-16-
источники из Музея Музыкального театра имени К. С. Станиславского и

Вл. И. Немировича-Данченко, газета этого театра «Tutti», книга по истории и теории русского балета. Кроме того, диссертант пользовался трудами
Н.И.Эльяша, П.М.Карпа, И.Л.Соллертинского, В.И. Уральской, E.JI. Луцкой, и, конечно, книгой «Владимир Бурмейстер» - сборником материалов самого балетмейстера: дневниковыми записями, статьями, письмами, а также рецензиями на спектакли Бурмейстера, интервью его артистов, обзорными статьями, освещающими основные события балетных сезонов.
Практическая значимость исследования. Интерес к русскому хореографу для меня, японской аспирантки, неслучаен. Сейчас в моей стране, как и во всем мире, появилась тенденция к виртуозности. Унисекусальные танцовщики: хрупкие юноши и угловатые девушки стремятся постичь совершенство техники. Их виртуозность позволяет им побеждать на конкурсах, спортивный азарт сменяет творческие искания. Думаю, что акробатика и трюки - не главное, они не смогут заменить глубокие сюжетные спектакли.
К сожалению, в Японии эта, на мой взгляд, «тупиковая» тенденция утвердилась как основное направление развития балета. В Японии только несколько лег назад открылся первый государственный театр оперы и балета с постоянной труппой, но пока нет ни одной государственной балетной школы, хотя частные студии, и в маленьких, и в больших городах, растут невероятно быстро. Мало кто понимает, что назрела необходимость разрешить проблему методики преподавания. Кто-то из педагогов учился в русской школе, кто-то - во французской, а кто-то - вообще неизвестно в
-17-