Вы здесь

Архитектурная типология и принципы развития существующих пешеходных коммуникаций крупнейшего города : на примере Санкт-Петербурга

Автор: 
Шестернева Наталья Николаевна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2007
Артикул:
278197
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________5
ГЛАВА 1 ЭВОЛЮЦИЯ ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ________________________________________________________13
1.1 ПОНЯТИЕ «ПЕШЕХОДНАЯ СЕТЬ» КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ_____13
1.1.1 ПЕШЕХОДНАЯ СЕТЬ ГОРОДА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ_____15
1.1.2 ВОПРОСЫ ТЕРМИНОЛОГИИ ПО ПРОБЛЕМЕ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ_____________________________________ 19
1.2 ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ПЕШЕХОДНОЙ СЕТИ ГОРОДА23
1.2.1 ПЕРВЫЕ ДОРОГИ И ИХ БЛАГОУСТРОЙСТВО____________^23
1.2.2 ПЛОЩАДИ И ИХ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ГОРОДСКИХ КОММУНИКАЦИИ __________________________________________________25
1.2.3 ГОРОДСКИЕ САДЫ И БУЛЬВАРЫ______________________27
1.2.4 ГОРОДСКИЕ НАБЕРЕЖНЫЕ__________________________ 28
1.2.5 ТЕРРИТОРИИ ЖИЛЫХ КВАРТАЛОВ И МИКРОРАЙОНОВ______29
1.2.6 ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ГОРОДСКИХ ОТКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВ, ПРОИЗОШЕДШИЕ ПОСЛЕ ПОЯВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 30
1.2.7 ЭВОЛЮЦИЯ ПЕШЕХОДНОЙ СЕТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА______31
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРИЕМОВ СОЗДАНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ГОРОДА_____________41
1.3.1 ПОТРЕБНОСТЬ В КОММУНИКАЦИЯХ И «ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ» НА УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ ГОРОДА_______________________________________41
1.3.2 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕШЕХОДНОЙ СЕТИ___________________________________47
1.3.3 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ Й ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ______________________________________47
1.4 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕШЕХОДНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОРОДАХ_____________________________________________55
1.4.1 ДТП И ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕШЕХОДНОГО ДВИЖЕ11ИЯ_________________________________________55
1.4.2 СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ_____________________________62
1.4.3 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ__________________________64
1.5 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ГОРОДА 67
1.5.1 ПРИЕМЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕШЕХОДНЫХ СЕТЕЙ__________________________________70
1.5.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ______________________________________73
1.5.3 ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОСТРАНСТВ, МОНИТОРИНГ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПЕШЕХОДНЫХ СЕТЕЙ_____________________80
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1______________________________________84
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА СЕТИ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ КРУПНЕЙШЕГО ГОЮДА И МЕТОДЫ ЕЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ______________89
2
2.1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ____________________________89
2.1.1 ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ_____________________________________89
2.1.2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ_____________________________________95
2.1.3 ОБОБЩЕНИЕ МЕТОДОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ_________________96
2.2 ПРОВЕДЕННЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ_________________________97
2.2.1 НАТУРНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ С ФОТОФИКСАЦИЕЙ_________99
2.2.2 ОБСЛЕДОВАНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ПЕШЕХОДНЫХ ПОТОКОВ НА РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКАХ ПЕШЕХОДНОЙ СЕТИ _ 100
2.2.3 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС________________________101
2.2.4 ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ НОРМАТИВНОЙ И РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ_____________110
2.3 ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПЕШЕХОДНОЙ СЕТИ ГОРОДА______125
2.4 СТРУКТУРА ГОРОДСКОЙ ПЕШЕХОДНОЙ СЕТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ^ 130
2.4.1 ОПИСАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПЕШЕХОДНОЙ СЕТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА___________________________130
2.4.2 ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА ПЕШЕХОДНОЙ СЕТИ ГОРОДА 143
2.4.3 СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА ПЕШЕХОДНОЙ СЕТИ ГОРОДА_____160
2.5 СТРУКТУРА ПЕШЕХОДНЫХ ПОТОКОВ ГОРОДА_____________162
2.5.1 ПАРАМЕТРЫ ПЕШЕХОДНЫХ ПОТОКОВ_________________164
2.5.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕШЕХОДНЫХ ПОТОКОВ_____________166
2.6 ОБОБЩЕНИЕ МЕТОДОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ____168
2.6.1 ВЫЯВЛЕННАЯ СТРУКТУРА ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ГОРОДА_____________________________168
2.6.2 ПРЕДЛАГАЕМАЯ МЕТОДИКА НАТУРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ________________________________________________169
2.6.3 ПОВТОРНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ_______169
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2____________________________________171
ГЛАВА 3 АРХИТЕКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ КРУПНЕЙШЕГО ГОРОДА И ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИХ СРЕДЫ__________________________________________ 174
3.1 ПАРАМЕТРЫ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ __________________________________________________174
3.1.1 ВЫЯВЛЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ_________________________176
3.1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ_____________________178
3.2 ОЦЕНОЧНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ________________________ 180
3.3. МОДЕЛЬ БЛАГОУСТРОЙСТВА ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИИ ГОРОДА 183
3.4 АРХИТЕКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ_________________________184
3.4.1 ТИПОЛОГИЯ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПАРАМЕТРАМ _ 186
3.4.2 ТИПОЛОГИЯ ПО СЕТЕВЫМ ПАРАМЕТРАМ______________187
3.4.3 ТИПОЛОГИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ______________________________________188
3.5 ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СРЕДЫ ПЕШЕХОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ______________________________________192
3
несколько противоречивой потому, что каждое из этих определений подразумевает определенную функциональную или планировочную особенность пешеходных территорий. В понятии «пешеходная зона» заложен смысл безопасности движения, «пешеходная улица» - описывает такие планировочные характеристики как длина и масштаб, а термин «пешеходная дорога» в большей степени относится к характеристикам движения и параметрам его интенсивности.
В США и Австралии современные улицы и площади в деловых районах, предназначенные только для пешеходов называют «молл», а группы таких улиц - «присинкт» (precinct). Принято разделение на «полный молл», «транзитный молл» и «полумолл». Полный молл - пешеходная улица, созданная на основе старой улицы с транспортным движением. «Транзитный молл» рассчитан на движение общественного транспорта (автобус, такси) с запрещением паркования. Понятие «полумолл» описывает пешеходные улицы с ограничением транспортного движения и паркования. В Германии отдельные пешеходные улицы чаще называют «улица для прогулок» [100].
Трозуар - специальная дорожка по краям улицы, предназначенная для пешеходов и сделанная из досок, асфальта или других материалов (Walkway, амер.Pavement).
Терминология, принятая для данного исследования.
Пешеходная сеть города - это совокупность различных планировочных элементов города, предназначенных (и приспособленных) для пешеходного передвижения; это последовательное соединение незастроенных городских пространств, которые являются общедоступными и не имеют явных помех для передвижений со скоростью, направлением и продолжительностью необходимой каждому конкретному пешеходу.
21
Сеть пешеходных коммуникаций (СПК) - это совокупность последовательно соединенных участков городской среды, предназначенных и благоустроенных для осуществления по ним пеших передвижений различной дальности, продолжительности и целевой направленности. Эта сеть связывает между собой разнообразные объекты притяжения города и является частью улично-дорожной сети города, однако также включает в себя планировочные элементы рекреационных, селитебных и др. городских пространств. Она ежедневно взаимодействует с подавляющим числом жителей города, влияя на их эмоциональный настрой, отношение к окружающему миру и чувство комфортности.
Городские открытые пространства - это весьма разностороннее понятие. Мы будем считать городским общественным открытым пространством те территории города, где:
• не запрещено движение пешеходов
• участок не застроен г.о., чтобы внутри здания нельзя было пройти на-
сквозь
• участок не является территорией специального пользования
Пешеходное пространство - это участок городской среды, включающий в себя комплекс объектов, в том числе территорию, предназначенную для ходьбы пешком и элементы благоустройства данного участка.
Тротуар - это универсальное пространство городской территории, основной функцией которого является отделение пешеходов от движущегося транспорта.
Пешеходная улица - улица, предназначенная исключительно для пешеходного движения.
22