Вы здесь

Певческая книга Октоих в древнерусской традиции : по рукописям XI-XV веков

Автор: 
Плетнёва Екатерина Васильевна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2008
Артикул:
278743
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................................3
Глава I. Певческий Октоих в Студийско-Алексиевском уставе...................50
Глава II. Октоих в студийской певческой книжности...........................93
§1. Основные особенности фиксации песнопений Октоиха в древнерусских
певческих книгах Х1-Х\/ вв..................................................93
§2. Песнопения Октоиха в составе Кондакарей.................................98
§3. Песнопения Октоиха в составе Стихирарей Триодных и Триодей.............134
§4. Песнопения Октоиха и Минейный Стихирарь................................142
§5. Песнопения Октоиха: варианты и редакции................................151
Глава III. Древнерусский Октоих к. Х1Н-Х\/ вв.:
Основные принципы нотирования..............................................167
с
§1. Общие сведения о нотации древнерусского Октоиха в студийскую эпоху 167
§2.Репертуар частично йотированных песнопений древнерусского Октоиха 175
§3. Формы нотирования песнопений древнерусского Октоиха....................200
§4.Певческие параллели в славяно-русских Октоихах ХШ-Х\/ вв................225
Глава IV. Стихиры Октоиха в системе пения «на подобен» Древней Руси 249
§ 1. Стихирные модели Октоиха и их роль в древнерусской певческой традиции...251
§ 2. Подобные стихиры Октоиха и их образцы.................................271
>
Глава У.«Чудовский Октоих» (ГИМ Чуд. 59) - йотированный памятник древнейшего русского Октоиха XV века.......................................292
§ 1. Палеографические особенности, структура и состав Чудовского Октоиха 296
§ 2. Музыкальные редакции песнопений Чудовского Октоиха....................305
§ 3. «Чудовский» список в кругу йотированных Октоихов XV столетия..........312
Заключение.................................................................321
Литература.................................................................327
Рукописные источники.......................................................358
Список сокращений..........................................................366
Приложение 1...............................................................367
Песнопения древнерусского Октоиха: Каталог йотированных фрагментов. (По данным Октоихов Изборных, Шестодневов Служебных, Параклитиков). [Часть 1: Стихиры Октоиха. Часть 2: Воскресные светильны, богородичны и стихиры Евангельские. Часть 3: Каноны]
Приложение 2...............................................................445
Песнопения древнерусского Октоиха: Йотированные стихиры. (По данным
«Чудовского Октоиха» (ГИМ Чуд. 59) и певческих книг студийской эпохи).
Введение
«Певческие книги, являясь частью корпуса сакральной книжности, образуют особый пласт культуры; в певческой книге соединились эмоциональность пения и книжная премудрость».
Захарьина Н.Б. [76, с. 3].
Октоих - одна из важнейших певческих книг в православной литургической традиции. Её название происходит от двух греческих слов: «окто» - восемь и «ихос» - глас, мелодия, напев. Песнопения Октоиха в богослужениях являются событием первостепенной значимости, поскольку именно в них раскрыта основная идея православного вероучения - предвечная тайна о воплощении и воскресении Спасителя. Пасхальная тематика текстов Октоиха, вошедшая в один из его разделов - «Октоих воскресный», была дополнена текстами будничной (седмичной) части, образовавшей второй раздел - «Октоих молебный». В результате в книге Октоих были собраны и систематизированы песнопения в честь бесплотных Небесных Сил, Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, мучеников, апостолов, святителей и Богородицы, в нем нашли отражение образы покаяния, произошло упорядочивание поминовения усопших.
Именно Октоих выполняет основополагающую функцию в организации пространственно-временного течения церковного года и воплощает в своих песнопениях идею осмогласия. Поэтому в системе православного богослужения песнопения Октоиха были и продолжают являться основой, которую дополняет множество гимнографических текстов, содержащихся в различных богослужебно-певческих книгах.
44
4. Рассмотреть возможность бытования песнопений Октоиха в различных музыкальных редакциях.
5. Определить роль песнопений Октоиха в древнерусской традиции, рассмотрев их функционирование в системе пения «на подобен» на материале одного жанра - стихиры.
6. Ввести студийский Октоих в контекст певческой книжности эпохи. Дать представление о специфике нотирования его списков, учитывая особенности структуры и состава каждого сто вида.
8. Рассмотреть возможность «певческих параллелей» на уровне нотации между древнерусским Октоихом и южнославянскими памятниками архаичного состава - сербскими и болгарскими Минеями, Триодями, Октоихами, созданными в период ХИ-ХУ вв.
В качестве материала используются:
• Студийско-Алексисвский Устав
• древнерусская певческая книжность студийской эпохи: Кондакари, Триоди, Триодные Стихирари, Минеи Служебные, Минейные Стихирари.
• три вида древнерусского Октоиха, воссоздающие разный репертуар его песнопений:
а) Октоихи Изборные - содержат стихиры воскресных и ссдмичных (будничных) служб на 8 гласов, тропари воскресных и седмичных служб па 8 гласов, редко - антифоны степенны на 8 гласов
б) Шестоднсвы Служебные - содержат полные воскресные службы 1-8 гласов и избранные ссдмичных службы отдельных гласов
45
в) Параклитики - содержат воскресные и будничные каноны
• болгарские и сербские певческие книги - Триоди, Минеи, Октоихи
(Октоихи Изборные и полные Октоихи)
К исследованию привлекались ненотированные, фрагментарно йотированные и йотированные списки рукописных певческих книг.
Результаты исследования в 5 главах Диссертации.
В Главах 1-2 собираются сведения о раннем этапе бытования Октоиха (к. Х1-Х1Н вв.) на основании фиксации его песнопений в древнерусских богослужебных и богослужебно-певческих книгах. Предпосылкой к такому исследованию служит представление об одновременно существующей певческой книжности как о неразрывном комплексе, обеспечивающим богослужебную деятельность и координируемую Уставом42. Отсутствие одного звена - Октоиха должно быть компенсировано информацией Студийского Устава и ориентированной на него студийской певческой книжности. При изучении Октоиха этого периода мы оперируем наименьшей структурной единицей - песнопением или циклом песнопений.
В связи с отсутствием списков Октоиха со стихирным и троларным репертуаром мы прибегаем к более поздним по времени создания его памятникам (XIII - XV вв.). Архаичность и устойчивость одного из видов Октоиха - Октоиха Изборного предполагает возможность существования сборников такого типа и в более ранний период43.
В Главе 1 «Певческий Октоих в Студийско-Алексневском уставе» рассматривается Студийский Устав как источник сведений о репертуаре и
4* Очень удачное сравнение певческой книжности с распределенной базой данных и Устава как сервера этой
базы дано Н.Б. Захарьиной [76, с. 83].
4J [115, с. 73].