42/
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕКРЕАЦИОННОГО
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 7
1.1. Ьиоразнообразис как основа рекреационного
потенциала территории 7
1.2. Рекреационное природопользование 15
1.3. Рекреационное природопользование
на рекультивированных территориях 35
ГЛАВА Г1. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИГОРОДНОГО РЕКРЕАЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 44
2.1. Оценка биоразнообразия 44
2.2. Оценка охраняемых природных территорий 53
2.3. Оценка рекреационных ресурсов и территорий 60
ГЛАВА Ш. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЧАСТНОГО РЕКРЕАЦИОННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ 76
3.1. Частное рекреационное землепользование 76
3.2. Методические подходи к эколого-экоиомичсской оценке частного рекреационного землепользования 93
3.3. Частное рекреационное землепользование и природа Петушинского района Владимирской области 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
СГ1ИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 121
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования
В современных условиях проблема оптимизации взаимодействий природы и общества должна базироваться на принципах сохранения равновесия в биосфере, биог еоценозах, ландшафтах и других природных комплексах, а также на принципах рационального использования, культивирования и восстановления природных ресурсов. Поэтому новая экологическая ситуация, в которой приходится функционировать современной экономике, делает необходимым комплексное рассмотрение хозяйственных проблем с точки зрения требований окружающей среды.
В настоящее время, когда производство в Российской Федерации резко упало, особенно актуальными для большой части населения городов стали альтернативные источники средств поддержания жизнедеятельности. Одним из них является дачное или коллективное садоводство, определяемое автором как частное рекреационное землепользование (ЧРЗ).
В связи с тем, что отводы земель под садовые товарищества делаются в существенном удалении от города, переселение большого количества людей в места дикой природы резко увеличивает антропогенную нагрузку на биогеоценозы, тем более, что несовершенное законодательство дает местным администрациям большие права на отводы земельных наделов порой даже на охраняемых территориях. Этот неуправляемый процесс наносит ущерб биоразнообразию столичного региона.
Но с другой стороны - повышение благосостояния людей, приобретающих недвижимость в пригородной зоне, сочетается с большим потоком инвестиций, идущих в индустрию дачного хозяйства, создает множество рабочих мест в строительстве, промышленные и сельскохозяйственные предприятия переориентируются на обслуживание многочисленных потребностей дачников.
Проблема использования в Подмосковье несельскохозяйственных земель особенно актуальна не только с точки зрения сохранения биоразнообразия, но в связи с тем, что земельные отводы для садовых товариществ (СТ) часто делаются на местах открытых горных выработок, особенно, что характерно для Московского региона, на выработанных торфяниках.
Необходимость эколого-экономического анализа частного рекреационного
'и
В продолжение развития законодательной базы 24 апреля 1995 года был принят Федеральный закон №52-ФЗ «О животном мире». Среди общих положении Закона подчеркивается, что устойчивое существование животного мира - это существование объектов животного мира в течение неопределенно длительного времени, а устойчивое использование объектов животного мира - использование этих объектов, которое нс приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию.
Особенно важна охрана среды обитания объектов животного мира, поэтому в статье 22 настоящего Закона говорится, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий его размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, сооружений и т.д., введении в оборот целинных земель, заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, разработке туристических маршруюв и организации мест массового отдыха населения и т.д. должны предусматриваться и проводиться меры по сохранению мест обитаний животного мира, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков и акваторий.
Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.
1.1.2. Охраняемые природные территории как фактор сохранения биоразнообразия.
Одним из наиболее эффективных путей сохранения окружающей среды, охраны генофонда живой природы, восстановления природных ресурсов, поддержания экологического равновесия является установление охранного режима на определенных природных территориях, т е ог раничение или полное исключение их из сферы хозяйственного использования. Наличие в этих зонах рекреационных
40
пространств и территорий с ограниченным хозяйственным использованием при специальном их оборудовании может способствовать решению проблемы сочетания массового отдыха и охраны ОС.
Система государственных природных заповедников России формировалась в течение восьми десятилетий, а национальные природные парки имеют еще более древнюю историю.
В декабре 1992 года был издан специальный Указ Президента России, касающийся заповедного дела. Удельный вес природных заповедников и национальных парков определен как 3% от общей территории страны. Для его реализации издано распоряжение Правительства РФ от 1994 года, которое предусматривает организацию 72 природных заповедников общей площадью 16102 тыс.га и 43 национальных парков площадью 10356 тыс.га. Все это должно быть осуществлено в 1995-2005 г.г. В настоящее время уже существует более 90 заповедников. Табл. 1.1.2.1.6
Годы 1992 1993 1994 1995 1996
Число заповедников 79 85 90 94 94
Их площадь, млн. га 20,4 28,7 29,5 31,6 30,9
Число национальных парков 22 25 28 30 31
Их площадь, млн. га 4,0 4,3 6,4 6,5 6,5
Табл. 1.1.2.1. Заповедники и природные национальные парки России.
За последние годы активизировались в оказании практической помощи по организации российских заповедников различные международные природоохранные организации. Особенно важную роль в этом деле играет Всемирный Фонд дикой природы, который финансировал проектные работы по созданию целого ряда новых заповедников, в частности, «Большого Арктического», Ямальского, Корякского и др Трудно переоценить также деятельность МГУ в проектировании Командорского заповедника.
При организации охраняемых природных территорий требуются большие проектно-изыскательские работы. Большие изменения в их практику вносят перемены в природоохранном и ресурсном законодательстве. Увеличившиеся права
«Россия в 1997 г.», Госкомстат РФ.
И
- Киев+380960830922