Вы здесь

Бродвейский мюзикл. Процесс формирования жанра в 10-е - 20-е годы XX века

Автор: 
Сысоева Анастасия Владимировна
Тип работы: 
Дис. канд. искусствоведения
Год: 
2005
Артикул:
173077
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Оглавление
Вступление 3 - 1
Глава 1 Ревю «Зигфельд Фоллийз» - веха в формировании 14 -
американской культуры.
Глава 2 Экспериментальный поиск идентичности мюзикла в 73 -
серии постановок на сцене Принцесс театра в 1915-1918 годах.
Глава 3 «Плавучий театр» - первый национальный 109
американский эпический мюзикл на Бродвее.
Заключение 149
Библиография 159
Приложение 1 169
Хронология постановок ревю «Зигфельд Фоллийз».
72
108
- 148
- 158
- 168 - 175
Приложение 2 Фотографии и афиши
176- 181
3
Вступление.
В современной театральной практике мюзикл играет особую роль. Являясь ведущим коммерческим жанром нью-йоркской и лондонской сцены, он на протяжении всего XX века оказывал значительное влияние на развитие мировой развлекательной культуры. К началу XXI века мюзикл приобрел огромные технические, технологические и эстетические механизмы воздействия на публику. Изучение истории становления и развития индустрии мюзикла как профессионального театрального бизнеса позволяет понять природу этого жанра, характеризовать логику его трансформаций г течение прошлого столетия, определить его историческое и социальное значение.
Осознание сути этого жанра, уяснение его основных свойств и их изменений ныне особенно актуальны для российского театра. Практика российской сцены последнего десятилетия наглядно демонстрирует растущий интерес общества к этому театральному жанру.
Мюзикл сформировался как театральный жанр лишь в начале XX века. Этот фактор и предопределил рассматриваемый в диссертации период -начало прошлого века, когда мюзикл стал достоянием американского национального театра. На протяжении первых трех десятилетий XX века под влиянием множества факторов была определена форма, театральная специфика и возможности сценического воздействия жанра. В этот же период на конкретном театральном опыте музыкально развлекательных жанров утвердилась американская постановочная система.
Эволюция жанровой конструкции мюзикла сопряжена с изменениями содержания. Обретая собственную форму, жанр перестает быть сугубо развлекательным. Мюзикл становится адекватным средством выражения основополагающих, фундаментальных для американской культуры идей к образов.
17
британских дерби. Кохан первым стал активно творить мифы о великой державе, начал делать это очень вовремя и, что характерно, открыто и трогательно26. И, наверное, в этом и есть высшая ступень развития водевиля, самого мощного театрального жанра Америки XIX века, - в по-дстски непосредственном прославлении самого себя. Кохан задаст типичную для Америки XX века тему собственного величия, век XIX такого самовосхваления не знал. Но, что самое главное, его произведения - это продукт водевильного сознания, они, при формальном присутствии драматического действия, по сути, являются водевилями.
Кохан, выросший на сцене, умел делать в театре все. Он был и продюсером, и композитором, и либреттистом, и поэтом, и актером, и певцом, и режиссером. Актер и близкий друг Кохана Уильям Кульер сказал: «Джордж - не лучший из актеров, или поэтов, или композиторов, или танцоров, или либреттистов. Но он может танцевать лучше любого другого поэта, сочинять лучше любого продюсера, и продюсировать лучше любого либреттиста. И именно это делает его великим человеком».27 Такой универсальности можно было достичь лишь в водевиле - и именно поэтому Кохан его король. Вполне правомочно присвоить ему титул отца основателя американского мюзикла. Для этого, казалось бы, есть все основания -национальный сюжет, американская популярная музыка, патриотический стих, наконец, стилистика актерской игры. Однако, мюзикл есть искусство профессионалов. А водевиль на этом этапе - это школа театральных кадров, школа в которой учатся с детства, которая формирует зрителя, в
I
соответствии со своим профессиональным уровнем, и эта школа - основа национального театра страны. Из приведенных выше слов современника
26 Флоренц Зигфсльд в своих ревю через несколько лет сделает то же самое, но более профессионально, превращая внешний пафос в идейную составляющую всего шоу.
2/ Цитируется по книге McCabe, John. George М. Cohan: The Man Who Owned Broadway. Doubleday & Co., New York, 1973. стр.75.
18
Кохана очевидно, что его творчество - продукт театральной универсальности. Для мюзикла же необходима команда профессионалов. Универсальность автора (например, Ирвинга Берлина, Кола Портера) - это качество переходного этапа, этапа структурирования разобщенного водевиля в единый монолит мюзикла, этапа достаточно длительного. По многим своим параметрам произведения Кохана - очевидный прорыв театра Америки века XIX в новый XX век. Именно Кохан открыл Америке сладкое чувство упоения собственным величием на фоне стяга - дал первый адекватный выход национальному самосознанию на сцену. Но Кохан был сыном водевиля и он творил в его формате, возвышаясь над ним и открывая новые горизонты для своих последователей. Несомненно, что его творчество самым непосредственным образом повлияло и на Ирвинга Берлина, чей тип музыкального театра 10х-20х годов есть явное продолжение традиции универсализма Кохана, и на идейный пафос продюсерского творчества Флоренца Зигфельда.
В Америке к началу XX века водевиль был той формой национального театра, которая максимально адекватно выражала национальное сознание. Этот жанр весьма активно развивался. Он подпитывался европейскими жанрами (бурлесками и экстравагнцами), он постепенно приближался к формальному самоотрицанию (каковым стали творения Джорджа М. Кохана). Но, очевидно, важнейшим из последствий царствования водевиля на американских сценах, было появление совершенно особой атмосферы, в которой формируется дух национального театра.
Прокат водевилей к концу XIX века был монополизирован Бенджамином Франклином Кейтом и Эдвардом Ф.Олби, которые смогли создать разветвленную сеть водевильных площадок в северо-восточных штатах. Кстати само название водевиль к этому жанру впервые применил именно Б.Ф.Кейт. В 1913 году они открывают знаменитый Палас театр в Ыыо-Йорке. Этот театр был самой значимой площадкой водевиля, на которой