2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение............................................................3
Глава 1. Теоретические основы театра детей
1.1. Художественная сущность театра детей.....................15
1.2. Историческая динамика становления театра детей в* контексте развития Российского театра.........................26
Глава 2. Социальный статус и художественная специфика театра детей
2.1. Художественно-этические принципы формирования и деятельности театра детей как студийной модели................70
2.2. Специфические особенности актерского и
режиссерского искусства в театре детей....................84
2.3. Театр детей на современном этапе развития
4* российского общества......................................114
Заключение.........................................................127
Список литературных источников....................................131
Ч)
ВВЕДЕНИЕ
Театральное пространство - исторически изменчивая и подвижная материя, зависящая от конкретной социально-экономической формации, от культурных традиций и общественного сознания. Театр как искусство на каждом этапе развития общества обретает новые смысловые и ценностные параметры. Изменения, происходящие в современном театральном процессе, и возрастающая роль театра, где дети-актеры создают прецедент новой реальности, требуют научного изучения с учетом практической значимости художественных открытий, сделанных в этом направлении за последние десятилетия.
История театра знает многочисленные примеры участия детей-актеров в театральных постановках. Начиная с древних времен, это был один из способов передачи культурных ценностей «по наследству» следующему поколению.
Возникновение театра как искусства во многом связано с феноменом детской игры, которая, приобретая новые свойства, составляет основу драматического искусства. Поэтому взрослый, профессиональный театр, не только своим рождением, но и всей дальнейшей жизнью обязан театру детства за первозданность открытия мира.
Именно с детства начинался путь на сцену для многих выдающихся русских актеров - это И.И. Сосницкий, М.С. Щепкин, П.И. Ковалева-Жемчугова, М.Г. Савина, А.И. Ленский, П.М. Садовский, М.Н. Ермолова, К.С. Станиславский и многие другие. Однако в театроведении эти факты подробно не освещаются ни с педагогической, ни с искусствоведческой точки зрения.
Психологической наукой доказано, что основы личности, и способности человека к художественной деятельности закладываются в детстве. Особое место в жизни ребенка занимает игра как способ познания и отражения мира.
■ сделана попытка системно-функционального исследования проблемы театра детей с позиции искусствоведения;
■ выявлен и прослежен генезис процессов, происходивших в российском театре и подготовивших появление театра детей как самодостаточного явления;
■ раскрыта эволюционная связь театра детей с единым культурным процессом;
■ научно обоснована художественная сущность театра детей и раскрыты способы и методы организации и деятельности театра детей как творческого организма;
■ установлена и научно обоснована художественная ценность театра детей, определены приоритеты его дальнейшего развития.
Практическая значимость исследования видится в том, что материалы диссертации могут быть использованы в историко-культурных исследованиях, а также теоретиками и практиками искусства, деятельность которых связана с театром детей. Авторское понимание сущности театра детей, его природы, специфики и все возрастающей роли в обществе может способствовать развитию интереса к более глубоким научным исследованиям в этой области.
Апробация работы велась на протяжении всего периода диссертационного исследования. Отдельные положения диссертации освещены на международных научно-практических конференциях «Культура. Искусство. Образование: проблемы, перспективы, развития» Смоленского государственного института искусств (2002-2004гг.); опубликованы в сборниках Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма «Актуальные проблемы наук о культуре и искусстве» (2003-2005г.г.); некоторые материалы апробированы в ходе учебного процесса в Смоленском государственном институте искусств, на практических занятиях в студии
14
V
•'*> Смоленского театра-студии «Диалоп>, с учащимися Вальдорфской школы
(г.Хаген, Германия) и в творческой лаборатории для детей-актсров при Рязанском областном Центре эстетического воспитания.
30-летний творческий путь детского театра-студии «Диалог» под руководством автора исследования также может служить веским доказательством серьезности положений, выдвигаемых в диссертации.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературных источников.
- Киев+380960830922