Оглавление
Введение............................................................3
Глава первая.
А.М. Васнецов о природе и сущности искусства.......................13
§ 1. Мировоззренческие позиции..................................13
§ 2. Эстетические взгляды ......................................35
Глава вторая.
Темы и образы: реализация творческих идей
в художественной практике Васнецова................................71
§ 1. Пейзажная живопись.........................................78
§ 2. Графика...................................................116
§ 3. Театрально-декорационное искусство .......................135
§ 4. Декоративно-прикладное искусство
и архитектурные проекты....................................143
Заключение........................................................148
Библиография ....................................1................151
Приложение .......................................................161
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Традиции и новации в искусстве, поиски путей создания нового искусства, синтез искусств, поиск художественного выражения духовной гармонии личности, самосознание творческой личности и ценностных ориентаций определяли художественное сознание кон. XIX - нач. XX в. Эпоха конца XIX - начала XX столетия -яркая, самобытная и переломная в истории искусства России.
Сложнейший онтологический, культурно-религиозный и социальный кризис на рубеже XX в. затронул все стороны человеческого существования. Проблема взаимоотношения человека и окружающего его мира, творческой личности и современной действительности была крайне актуальна, требовала решения. Поиск выхода из сложившегося кризиса разные мыслители, художники, теоретики видели по-разному, что нашло яркое отражение в многообразных исследованиях. Это было время, с одной стороны, многих и неизбежных утрат в искусстве, а, с другой стороны, время создания новых художественных ценностей.
Поиск духовной гармонии личности и окружающего ее мира, стремление к «духовности» в искусстве кон. XIX - нач. XX в. -отличительная черта этого времени.
Художники, поэты, мыслители ощущали потребность рассмотреть эстетические проблемы и судьбу искусства в контексте с онтологическими, культурно-религиозными и социальными проблемами человека, существование его в окружающем мире, во Вселенной.
Многие разноплановые художники, крупнейшие мастера русского искусства в начале XX в. обратились к теоретическим обоснованиям дальнейшего развития искусства, отстаивая свои эстетические воззрения и установки на него, как это сделали А.Н. Бенуа, А.М. Васнецов, М.А. Волошин, И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих, К.Ф. Юон, представляющие различные течения и направления искусства XX столетия, а также художники русского
16
Парменида, открывшего новое измерение универсума, которое было несводимо к природе - ни к окружающему миру, ни к природе человека.
Все знания о мире - это знание о небольшой его части. Вселенная бесконечна, существуют, как писал Васнецов, иные миры и сила, сотворившая и поддерживающая их существование. «Темной и тихой августовской звездной ночью, - предлагает' Васнецов своим читателям, -выйдите в поле и лягте на землю в траву с сиротливыми цветами осени и устремите ваш взгляд в небо. Среди невозмутимого покоя полей вы услышите вдали удары часового колокола на сельской церкви и замирающее эхо его, потонувшее в соседнем березовом лесу. А над собой увидите необъятную бездну звездного океана. Устремите ваш взгляд в эти звездные пространства, стараясь охватить сразу как можно больший кругозор, весь необъятный купол, все небо и тогда вам вдруг почувствуется: вся эта звездная бездна как выражение чего-то такого далекого, такого несродного всему тому, что вы видели, испытали. Слышали за день... Вы почувствуете над собой и в себе это бесконечное пространство, наполненное мирами; вы почувствуете себя, как бы повисшим в безбрежной звездной бездне и принадлежащей ей, как незримая частица... Вы поймете, постигнете, что перед вами реальная бесконечность; больше, вы увидите ее так же, как реальность, ощутите божественное величие Вселенной»9.
Поиск бытия для человека, считал Васнецов, - это поиск истоков, прикоснувшись к которым, человек может почувствовать себя необходимой частью бытия. Поиск бытия - это поиск человеком себя, своего отношения в мире и к миру, преодоление человеком своего одиночества в мире. Это попытка раскрыть тайну мира, любой вещи или явления. Эти поиски составляют незримую основу в науке, искусстве, религии, в стремлении человека к счастью, к долгу, к любви.
Бытие - тайна, которую познать человеку до конца нельзя, но можно прожить, тогда тайна в какой-то степени будет им понята. Поэтому
’Странствование..., т. 2, л. 138.
17
необходимо огромное мужество и терпение, чтобы пройти путь, ведущий к истинному познанию бытия. Понимание бытия вырывает человека из хаоса жизни, делает его самого бытием, и тогда человек ощущает радость своего существования на земле, что «я есть», я существую.
Изучив различные философские взгляды на вопрос об онтологии сознания, Васнецов разделял точку зрения ученых нач. XX столетия, что сознание - бытийствует, оно есть проявление бытия в человеке. Все, что человечество знает о мире, дано ему через сознание. Сознание - безусловная точка отсчета в философских воззрениях Васнецова. Сознание понимает, изучает, выстраивает мир, завершает его, приводит к целостному осмыслению мира. Для человека мир есть ничто другое, как осознание его мыслями. Весь свой смысл и бытийную значимость мир получает только из действия сознания. Человек оценивает мир, чтобы он мог жить и действовать в нем. Васнецов выделяет две стороны сознания - предметное сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий, и самосознание - сознание, направленное на самого себя. В основу познания мира Васнецовым был положен тезис о том, что все, что существует для познания, т.е. весь мир, представляет собой объект, связанный с субъектом, который его постигает через ощущения, впечатления, чувства и представления. Нет субъекта без объекта, как нет и объекта без субъекта. «Познавая себя, ты познаешь мир - объект и, познавая мир - объект, ты познаешь себя», - вот основное положение, предлагаемое Васнецовым в его философских воззрениях.
Познавая мир, - может ли человек постигнуть его до конца, раскрыть его тайну? - вопрошает Васнецов. И отвечает: - «Нет, не может». Мир -целостен, гармоничен, телеологичен, мир - это постоянное творчество, и он постоянно совершенствуется. Сама идея совершенствования мира - благая цель его создания. Человек, его душа, также должен познавать себя и совершенствовать свою жизнь. Критерием познания для человека, его души является истина. Истина существует в законах, которые вне нашего сознания.
- Киев+380960830922