2
Оглавление
Стр.
Введение 3
Глава 1. Формирование жилой среды для лиц с ограниченной и подвижностью (общие вопросы)...................................... 12
1.1. Обзор отечественного и зарубежного опыта формирования
жилой среды для лиц с ограниченной подвижностью.................. 12
1.2. Основные нормируемые параметры жилья для лиц с ограниченной подвижностью и факторы, учитываемые при его проектировании................................................... 24
# 1.3. Современное жилище для лиц с ограниченной
подвижностью - отечественный и зарубежный опыт (теория, практика, нормативы)............................................. 33
Глава 2. Сложившийся жилой фонд Санкт-Петербурга и степень его пригодности для проживания лиц с ограниченной подвижностью................................................... 75
2.1. Проблемы жилища для лиц с ограниченной подвижностью
в Санкт-Петербурге............................................... 75
* 2.2. Современное состояние жилищного фонда Санкт-Петербурга, его специфика, вызванная историческими
условиями формирования жилья в городе............................ 80
2.3. Основные типы жилища с точки зрения возможности реконструкции с учетом специфики потребностей лиц с ограниченной подвижностью........................................ 96
9 2.4. Доступность жилых зданий Санкт-Петербурга с точки
зрения их оснащения лифтовым оборудованием...................... 101
Глава 3. Преобразование сложившегося жилого фонда Санкт-
Петербурга, исходя из запросов лиц с ограниченной
подвижностью.................................................... 109
3.1. Территориальный аспект - особенности ситуации в
различных районах Санкт-Петербурга.............................. 109
9 3.2. Преобразование основных типов домов и квартир 110
3.3. Технико-экономические показатели реконструкции 148
различных типов домов и квартир............................
Выводы и рекомендации........................................... 164
Список литературы............................................... 171
Введение
Построение гуманного и демократического общества означает, в существенной мере, повышение внимания к особенностям всех групп населения, поддержку слабых и больных.
Для Санкт-Петербурга это особенно актуально - среди 4,6 млн. горожан более 23 % - пенсионного возраста, а около 608 тыс. признаны инвалидами. Из них инвалидов с ограниченной подвижностью около 10 %.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 -ФЗ от 24 ноября 1995 года определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов. Ее цель - обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами (см. приложение 1).
В Санкт-Петербурге учет требований, предъявляемых к жилью для инвалидов с ограниченной подвижностью и пожилых людей, приобретает особо острое значение в связи с тем, что город отличается от большинства регионов России большим количеством, чем в среднем по стране, людей с тяжелыми физическими недостатками. Создание необходимых жилищных условий для людей с ограниченной подвижностью является одной из наименее решенных проблем. Сформировавшиеся типы жилых зданий в Санкт-Петербурге и существующие приемы застройки малоприемлемы для инвалидов и людей пожилого возраста.
Данные ЮНЕСКО также говорят о быстром увеличении числа инвалидов на земле. Если в 1977 году на земле было 450 млн. инвалидов, то уже в 1983 году их стало 514 млн., в наши дни эта цифра более 600 млн. человек. Каждый девятый человек на земле - инвалид, каждый десятый ребенок рождается с физическими или психическими отклонениями^].
этом иногда в домах четче прослеживается зонирование, в том числе и на женскую и мужскую половины).
В США концепция доступности жилья, согласно которой инвалид должен не находиться в изоляции в собственной квартире, а иметь равные возможности со здоровыми людьми в осуществлении различных видов деятельности благодаря соответствующей организации архитектурной среды и развития социальных служб, появилась 20 лет назад. При этом инвалидность рассматривается не как медицинская проблема, а как проблема неравных возможностей. До появления этой концепции американское правительство имело два подхода к решению проблемы доступного жилья. Один из них - 10% квартир в постройках, которые субсидируются федеральным правительством, должны быть полностью доступны для людей, пользующихся инвалидными креслами. Второй - некоторые небольшие проекты планируются изначально с учетом доступности, но при этом происходит изоляция инвалидов.
Проблема этих зданий заключалась в том, что большинство квартир в них арендовалось, прежде всего, людьми, не имеющими инвалидности, в результате чего не хватало помещений для инвалидов.
Другой подход - строить 100% помещений, которые можно легко приспособить. Таким образом, квартиры на первых и других этажах (куда можно попасть на лифте) будут иметь зачаточные элементы доступности (доступный коридор, свободное для маневров пространство ванной, туалета и кухни и т. д.), поэтому впоследствии смогут быть приспособлены для нужд конкретного жильца. Поскольку этим квартирам будет присуща универсальность, это жилье может использоваться всеми.
В Калифорнии в настоящее время действуют федеральные требования по доступности, принятые в 1991 году. Согласно закону, существуют семь обязательных архитектурных требований.
В Швеции имеются три этапа организации гериатрической помощи: жизнь в обычном доме для супружеских одиноких пар; интернаты для людей,
чьи возможности ниже, а зависимость больше; гериатрическая клиника для людей с еще большей зависимостью.
В 1977 году шведское строительное законодательство требовало, чтобы во все строящиеся здания, включая жилые дома, был обеспечен доступ инвалидам [74]. В Швеции считают необходимым, главным образом, приспосабливать существующее жилище для того, чтобы пожилые люди могли оставаться дома.
В России одним из проявлений заботы государства о престарелых гражданах является создание в стране специальных учреждений, предназначенных для жизни в них пожилых и нетрудоспособных людей. Называются они по-разному: дома для престарелых и инвалидов, дома-интернаты, пансионаты ветеранов труда и т. д. Престарелых людей, не создавших семью, либо потерявших близких, много. Немало и тех, кто имеют родственников, но утратили с ними связь или имеют семью, но по различным причинам не могут жить в ней, например, вследствие болезни.
Дом-интернат - медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного пребывания в нем престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. Сравнительно недавно стало практиковаться создание в домах-интернатах отделений для временного проживания старых и нетрудоспособных людей. Они могут проживать в этом учреждении от 2 до 6 месяцев в связи, например, с выездом их родственников в длительные командировки или продолжительной болезнью. Сюда же помещаются по направлению врача одинокие старые люди, которые прошли курс лечения в больнице, но еще недостаточно окрепли и для полного выздоровления нуждаются в уходе и медицинском наблюдении.
Все дома-интернаты в зависимости от контингента проживающих в них граждан подразделяются на три вида: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для инвалидов и пансионаты для ветеранов труда. Особый вид - психоневрологический пансионат.
- Киев+380960830922