СОДЕРЖАНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
1.1. Общие понятия О
1.2. Потребители услуг ИТС
1.3. Краткая история развития ИТС
1.4. Структура интеллектуальной информационной системы
1.5. Основные информационные технологии ИТС
1.6. Выводы по разделу
ГЛАВА 2. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДОРОЖНОЙ СЕТИ
2.1. Топологическая схема дорожной сети
2.2. Вероятностная модель движения по участку дорожной сети
2.3. Вероятностная модель дорожной сети
2.4. Мониторинг участка дорожной сети
2.5. Маршрутизация движения по дорожной сети
2.6. Выводы по разделу
ГЛАВА 3. МОНИТОРИНГ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ
3.1. Координатновременные технологии 6 О
3.1.1 Математическая задача позиционирования
3.1.2. Известные системы позиционирования мобильных объектов
3.1.2.1. Спутниковые радионавигационные системы
3.1.2.2. Способы позиционирования в сотовых сетях
3.1.3. Метод позиционирования мобильных терминалов по
уровням электромагнитного поля
3.1.3.1. Модель электромагнитного поля базовой станции
3.1.3.2. Позиционирование при различном числе базовых станций
3.2. Телекоммуникационные технологии
3.3. Аппаратнопрограммные средства мониторинга
3.4. Выводы но разделу
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
4.1. Испытания экспериментальной навигациоино
телекоммуникационной системы
4.1.1. Общая программа испытаний
4.1.2. Параметры канала передачи данных
4.1.3. Результаты испытаний в СанктПетербурге
4.2. Испытания экспериментальной системы мониторинга 7 мобильных объектов на базе изделия МаркерГНСС
4.2.1. Общая программа испытаний
4.2.2. Результаты испытаний
4.3. Экспериментальные исследования методов
позиционирования мобильных терминалов
4.3.1. Исследования электромагнитных полей базовых станций
4.3.1.1. Экспериментальный регион Центр
4.3.1.2. Методика обработки экспериментальных данных
4.3.2. Позиционирование мобильных терминалов по уровням мощности электромагнитных полей базовых станций
4.3.2.1. Позиционирование по сигналам обслуживающей станции
4.3.2.2. Позиционирование по сигналам двух станций
4.3.2.3. Позиционирование по сигналам трх станций
4.4 Основные выводы по результатам испытаний
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
7. ПРИЛОЖЕНИЕ А
8. ПРИЛОЖЕНИЕ Б
9. ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
АСУДД автоматизированная система управления дорожным движением
АСДУ ГПТ автоматизированная система диспетчерского управления городским пассажирским транспортом
итс интеллектуальная транспортная система
мсэ международный союз электросвязи
МТС международный транспортный коридор
снс спутниковая навигационная система
ТСКУ телемеханическая система координированного управления
i iii
v i
вес
i
I Ii
ivii ix
I Ii
i i i ii vi
ii ii
vi
I Ii
vii i
i vi
ii
iii
i i ii
I Ii
I I vi ii
i
I i Ii
i i
i i
i
i i
i
i i
i i
vi
ii v
i ivii x
i ivii i
i i
i i iv
iv i ii Ii
i
ВВЕДЕНИЕ
Наземный транспортный комплекс образуют множество пассажирских и грузовых транспортных средств, управляющий ими персонал и вся инфраструктура, определяющая эффективность его функционирования.
Транспортный комплекс России представляет собой источник ежедневных забот власти как региональной, так и федеральной. Работа диспетчеров, аварийных бригад, использование транспорта водителями, оперативность и эффективность служб в целом основная тема совещаний различных уровней. Любой руководитель, имеющий в подчинении парк автомобилей, желает улучшить положение своей организации на рынке услуг, повысить эффективность управления и дисциплину, снизить накладные расходы.
Требование оперативности действий транспортных служб приходит в противоречие с непрерывно увеличивающимся парком индивидуального транспорта, свобода передвижения которого практически ничем не регламентируется.
Как показывает мировой опыт, при значениях уровня автомобилизации, превышающих 0 автомобилей на жителей, поддержание удовлетворительного качества функционирования автотранспортного комплекса требует применения принципиально новых подходов как к развитию транспортной инфраструктуры, так и к методам управления транспортными потоками.
Интеллектуальные транспортные системы ИТС базируются на использовании наукомких инфокоммуникационных технологий, востребованных необходимостью повышения эффективности дорожного движения.
Интеллектуальная транспортная система автоматизированная система управления движением по наземной дорожной сети и информационного обеспечения пользователей этой сетью, осуществляющая
сбор информации о текущем состоянии транспортной сети,
обработку полученной информации с целью принятия решений по управлению движением транспорта,
передачу управляющих сообщений пользователям транспортной сети.
Уровень развития ИТС является одним из показателей развития страны. При
общем высоком темпе развития ИТС в мире сохраняется множество задач по реализации большого числа инфокоммуникационных технологий в общей структуре ИТС, а в частности технологий позиционирования мобильных объектов.
В связи с этим целью диссертационной работы является исследования базовых инфокоммуникационных технологий интеллектуальных транспортных систем.
Содержание основных задач, решаемых в диссертации, состоит в следующем
систематизация инфокоммуникационных технологий на основе целей и задач функционирования ИТС
разработка вероятностной модели дорожной сети для задач мониторинга и управления движением в ИТС
аналитический обзор известных способов координатновременного обеспечения ИТС
разработка способа местоопределения мобильного терминала с применением только ресурсов сети сотовой радиосвязи стандарта
обоснование структурной схемы телекоммуникационною обеспечения
выбор аппаратнопрограммного обеспечения инфокоммуникационных технологий ИТС
экспериментальные исследования инфокоммуникационных технологий в задачах мониторинга мобильных объектов.
Положения, выносимые на защиту включают
1. Обзор и сравнительный анализ технологий инфокоммуникационного обеспечения ИТС.
2. Способ определения местоположения мобильного терминала по уровням мощности базовых станций в точке прима.
3. Результаты экспериментальных исследований предлагаемых инфокоммуникационных технологий.
Основными результатами диссертационной работы являются
1. Систематизация инфокоммуникационных технологий на основе целей и задач функционирования ИТС.
2. Разработка вероятностной модели дорожной сети для задач мониторинга и управления движением в ИТС. .
3. Проведение аналитического обзора известных способов коордииатновремеиного обеспечения ИТС.
4. Разработка способа местоопределения мобильного терминала с применением только ресурсов сети сотовой радиосвязи стандарта .
5. Обоснование структурной схемы телекоммуникационного обеспечения
6. Выбор аппаратнопрограммного обеспечения инфокоммуникационных технологий ИТС.
7. Проведение экспериментальных исследований инфокоммуникационных технологий в задачах мониторинга мобильных объектов
Основные результаты работы внедрены в навигационносвязных терминалах 1, МАРКЕРГНСС и , выпускаемых ОАО РИРВ. Основные положения приняты в концепции интеллектуальной системы, утвержденной правительством СанктПетербурга.
Публикации по теме диссертационной работы включают наименование, в том числе, в том числе 1 статья, 6 докладов на международных и всероссийских конференциях, 3 научнотехнических отчета.
Диссертация включает введение, четыре главы основного текста, заключения, 2 приложения, список использованных источников. Общий объем диссертации составляет 3 листа, в том числе рисунков и таблицы.
Во введении представлена общая характеристика работы.
Первая глава посвящена анализу и систематизации характеристик интеллектуальной транспортной системы. Дано обобщающее определение ИТС с обозначением основных ее функций, а также потребителей услуг ИТС. Рассмотрены этапы развития и основные направления разработок ИТС. Приведена обобщенная структура интеллектуальной транспортной системы и уточнены основные тактикотехнические требования к ней.
Затронуты вопросы регламентирования в создании и поддержании ИТС в России.
Определены основные информационные технологии и предъявляемые к ним требования при реализации ИТС.
Вторая глава посвящена рассмотрению вероятностной модели проезда по участку дорожной сети.
Третья глава посвящена описанию основных инфокоммуникационных технологий, применяемых в ИТС. В главе определены основные системы позиционирования транспортных средств, приведены возможные аппаратнопрограммные средства для позиционирования в ИТС.
В четвертой главе сформулированы цели и задачи экспериментальных исследований, разработана методика эксперимента и обработки экспериментальных данных, обоснован состав измерительного оборудования и представлены полученные результаты.
Список использованных источников