Вы здесь

Структура та функцii колористики предметно-просторового середовища (регiональнi особливостi)

Автор: 
Iгнатьсва Наталiя Вiкторiвна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2002
Артикул:
3402U002238
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОЛОРИСТИКИ ЭТНИЧЕСКОГО СРЕДООБРАЗОВАНИЯ

2.1. Генезис формирования палитры предметно-пространственной среды
Методика данного исследования является определяющей для решения поставленных задач, позволяет приблизить цель исследования. Использование выбранной методики дает возможность исследовать структуру и функции колористики предметно-пространственной среды сменяющих друг друга исторических эпох, в регионах с выраженной этнической или национальной спецификой полихромии, позволяющей выявить проявления многообразия и найти элементы единства в многообразии проявлений принципов колористического средобразования.
В первобытную эпоху все сложившиеся формы культуры - религиозные воззрения, хозяйственная и художественная деятельность были тесно переплетены. Формы культуры существовали в нерасторжимом единстве, образуя так называемый синкретический культурный комплекс, который с современной точки зрения можно рассматривать как гипотетическую картину мироздания, состоящую из действительных и фантастических элементов, но удовлетворяющую древнего человека своей полнотой и законченностью [66, с. 29-31].
Человек уже на стадии первобытной культуры испытывал потребность познания действительности, окружающей природы и активного влияния на нее. Единственно возможным методом познания в первобытную эпоху была, по определению М.С. Кагана, "редупликация" действительности, или ее воспроизведение в чувственно доступных образах - в вещах, рисунках, изваяниях и т. д. Формой таких отражений, воспроизведений стали первые мифы. "Первый тип культуры - мифологический - характеризуется наличием первоначальной синкретической целостности на трех уровнях: деятельности, сознания (индивидуального и общественного), форм выражения этого сознания" [67, c. 59].
Научившись создавать изображения, первобытный человек , сделав первую попытку упорядочить хаос окружающего мира, создал новую форму бытия - художественную.
Стремление человека к образному освоению мира отчетливо заметно уже на начальных ступенях развития культуры, это стремление находило выражение прежде всего в ярком запечатлении предметов, животных и явлений окружающего мира в наскальных росписях, в скульптурных изображениях. В росписях первобытных жилищ встречаются и более условные, опосредованные формы обобщения этих образов и связей человека и природы. В отвлеченных формах (крест, спираль, треугольник, ромб) воплощались сложные представления и чувства, полисемантические образы. Происходил тот важный процесс образования знаков, который состоял в передаче свойств одного предмета или явления с помощью изображения другого по принципу смежности или сходства [106, с. 68-69]. Менее понятное, далекое осваивалось с помощью близкого, осязаемого, ясного. "Та или иная метафора, получившая свойства известного постоянства, используемая многократно, эта застывшая метафора превращалась в эстетический знак" - пишет М.Б. Храпченко [159, с. 18]. Схематические, геометрические фигуры, скульптура, оттиски человеческих рук и пальцев, наскальная натуралистическая живопись, росписи стен первых архитектурных сооружений - все формы изобразительного творчества первобытной эпохи - мифологические символы, знаки, тождественные силам окружающей природы.
Отношение первобытного человека к цвету было также мифологическим. Цвет с первобытных времен становится существенным элементом мира, своеобразной языковой, знаковой системой, средством коммуникации между людьми, между человеком и богами, средством воздействия на явления окружающего мира. Цвета, используемые первобытными "художниками", отождествлялись с наиболее ценными веществами и жизненно важными явлениями и стихиями.
Красный цвет символизировал кровь, огонь, тепло, солнце, силу, энергию. Красные отпечатки рук у входа в пещеру являлись кровавой жертвой демонам, знаком защиты от злых сил. Красный - наиболее часто употребляемый цвет в первобытной медицинской магии. Красные амулеты, повязки, шнурки, контакты с красными животными и птицами применяют в обрядах "примитивных" народов повсеместно до сих пор. Красные же амулеты и красный цвет для окраски тел древних воинов служили не только устрашением для врагов, но и магической защитой от ран и гибели[108, с. 25].
Белый цвет - мифологический эквивалент дневного света, несущего благо, эквивалент молока, семени и воды - животворящих начал. Белый цвет, связанный с неземной чистотой, облаками и светом - это цвет высших потусторонних сил. С древнейших времен белый цвет стал образом святости, чистоты и блага. Белая краска применялась как цвет добра, исцеления, удачи. В первобытной магии белый цвет применялся для отпугивания злых духов и привлечения сил добра. Белые животные и птицы считались священными и часто использовались в магических и религиозных обрядах [145, с. 55].
Свойства мифологического мышления, присущего первобытному человеку - амбивалентность, полисемантичность, обусловленные представлениями о синкретическом единстве мира. Синкретизм первобытного мышления выражался в перегруженности смыслами всякой вещи, слова, явления, цвета. Включенный в орнамент, или живописное изображение, цвет становился словом и даже вещью, наделенной многими свойствами.
Например, амбивалентность красного проявлялась в том, что наряду с перечисленными выше позитивными значениями, он имел и негативный смысл, символизируя жестокость и агрессию.
Сочетание красного и белого цветов - особо стойкое колористическое предпочтение для обозначения власти, в нем есть и контраст, и яркость, и жизненная сила, а если нужно - и возбуждение страха, иными словами - сильные эмоции. Любовь к этому сочетанию связана с его эстетическим и психологическим воздействием. Красный и белый - жизнеутверждающая пара, противостоящая черному - цвету зла, мрака и смерти [145, с. 55].
В раскраске ритуальных предметов и одежд обычно присутствовали все три цвета - белый, красный и черный, что еще раз подтверждает целостное восприятие ми