ГЛАВА 2
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
2.1. Обоснование и выбор материалов, упрочняющих обработок и образцов,
использованных в исследованиях
В соответствии с изложенной постановкой задачи, для исследований использовали
кремнистую пружинную сталь 60С2, широко используемую в узлах трения [16, 113]
(пружинные уплотнительные кольца в шарошковых долотах, пружинные шайбы, ворс
проволочного инструмента, пружины автомашин и подвижного железнодорожного
транспорта и др.), химический состав которой приведён в табл.2.1.
Таблица 2.1
Химический состав материалов образцов и контртел
Марка
Химический состав, % (массовые)
стали
Si
Mn
Cr
Ni
60С2
0,57...0,65
1,5...2,00
0,60...0,90
Ј 0,30
Ј 0,25
45
0,45
0,21
0,65
0,25
0.03
0,04
У10А
0,95...1,04
0,15...0,30
0,15...0,30
Ј 0,15
Ј 0,20
Для придания пружинным сталям пружинных свойств последние обрабатываются по
специальной технологии: закалка от 860°С и отпуск 400-450°С, после которой
сталь имеет высокое значение предела упругости.
Для исследования влияния структурного состояния материалов на их
трибологические характеристики, выбранная сталь 60С2 исследовалась в
термически обработанном состоянии: закалка от 870°С плюс отпуск при
температурах 200, 300, 400 и 500°С, скорость нагрева под закалку - 100°С/час,
скорость охлаждения - 70°С/сек, охлаждающая среда - масло; отпуск проводили в
течение 2-х часов, в результате чего получали образцы с различным структурным
состоянием.
После термообработки образцы подвергали финишному шлифованию, что исключало
наличие обезуглероженного поверхностного слоя. Номинальный размер рабочей
поверхности образцов выполнялся с точностью до ±0,01мм.
В качестве контртела, при проведении трибологических исследований,
использовались стали марок 45 и У10А, термически обработанные до твёрдости
исследуемых образцов, режимы термической обработки приведены в табл.2.2 [114].
Химический состав выбранных материалов контртел приведен в табл.2.1.
Таблица 2.2
Режимы термической обработки материалов контртел
Марка стали
Температура закалки, °С
Температура отпуска, °С
Охлаждающая среда
Продолжительность отпуска, час
45
820
200
масло
У10А
800
300
масло
Термическая обработка позволяет получить материалы с определённым составом и
свойствами, одинаковыми по всему объёму. Однако в современных условиях
требования к составу и структуре объёма и поверхности пар трения различны.
Одним из способов получения материалов с различными свойствами объёма и
поверхности, обеспечивающих повышение их износостойкости, является
использование технологических методов.
Для исследования влияния технологических методов повышения износостойкости
материалов на трибологические характеристики пружинных сталей с различным
структурным состоянием, образцы подвергались следующим видам обработки,
которые условно можно разделить на три группы, в зависимости от температуры
протекания процесса:
- покрытия, наносимые на рабочую поверхность при температурах до 100°С (так
называемые низкотемпературные покрытия). Исследовалось покрытие типа ЯНГ,
разработанное в Технологическом университете Подолья (г. Хмельницкий) на
кафедре технологии машиностроения д.т.н., профессором Гладким Я.Н., а также
проводили электролитическое никелирование пар контакта по стандартной методике
[115, 116].
- покрытия, наносимые на рабочую поверхность при температурах 550-650°С. Для
этого проводили азотирование исследуемых материалов в тлеющем разряде (ионное
азотирование), а также покрытие образцов нитридом титана (ТiN), нитридом хрома
(CrN), комплексным покрытием нитрида хрома и титана ((Cr,Ti)N), а также хромом
аморфным (Cr-аморфный) на серийной установке ионной камерной вакуумной мод.
ННВ-6,6-И1.
- покрытия, наносимые на рабочую поверхность при температурах 950-1050°С
(химико-термическая обработка). Изучалось изменение трибологических свойств пар
трения после их насыщения бором (борирование В) и при использовании
диффузионных карбидных покрытий TiC, VC, CrC [109].
В пятой главе более подробно изложено о вышеперечисленных методах повышения
износостойкости материалов.
2.2. Методика проведения трибологических исследований
Трибологические исследования металлов в условиях сухого трения скольжения
проводились на универсальной машине трения модели 2168, внешний вид которой
изображён на рис.2.1. Испытания проводились по схеме трения диск-палец на
стандартных образцах (D = 5мм, L = 20мм). Схема испытания и общий вид образцов
представлены на рис.2.2.
а б
Рис.2.1 Внешний вид машины трения модели УМТ 2168
Рис.2.2 Схема испытания (а) и общий вид образцов (б): 1 - контртело; 2 -
образец
В основу работы машины положен принцип преобразования вращательного движения
ротора электродвигателя во вращательное движение контртела. В процессе работы
обеспечивается возможность измерения и контроля основных параметров: скорости
скольжения, удельной нагрузки пар трения, температуры, момента трения, пути
трения, массовый износ.
Для обеспечения перпендикулярности трущихся поверхностей образцов и контртела
относительно оси порядка 0,01...0,02 мм и шероховатости Ra=1,25 мкм, образцы
подвергались шлифованию. Затем образцы размагничивали, промывали ацетоном
(ГОСТ 2603-79) и сушили в течении 1-го часа. При проведении исследований
регистрировался момент и температура трения, весовой износ образцов.
Рис.2.3 Схема подвода термопары в зону трения: 1 - контртело; 2 - образец;
3 - термопара
Для регистрации температуры в зоне трения использовали искусственную термопар
- Киев+380960830922