Вы здесь

Етнопсихологічні чинники виникнення особистісних проблем дитини.

Автор: 
Міщенко Наталія Іванівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2002
Артикул:
0402U003035
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
Диагностика личности и психологическая помощь в старшем
дошкольном возрасте
2.1. Психодиагностика личности ребенка в возрасте 5-7 лет.

Диагностика психического развития ребенка - это его обследование, в целях установления уровня развития индивидуальных особенностей его психики, выявление возможных отклонений в психическом развитии.
Психологическая диагностика, прежде всего прикладная дисциплина. Практики обращаются к ней, когда сталкиваются с задачами, в которых необходимо считаться с индивидуально-психологическими различиями между людьми. Таких задач очень много. Прежде всего, они состоят в том, чтобы дать информацию о разных сторонах человеческой психики. Так, воспитателю и педагогу нужно знать каковы особенности их подопечных, как выявить эти особенности, как их учитывать в воспитательном и учебном процессе.[40]
Признаки, на выявление которых направлена диагностика, получают истолкование только при соотнесении их со всей системой психологических знаний. И сами эти признаки выявляются не случайно, они представляют такие стороны психики, от актуализации которых зависит успешное осуществление какой-либо деятельности - игровой, учебной, профессиональной, спортивной и так далее.
Психологическая диагностика - это теория и практика постановки диагноза, поэтому эта процедура основана на использовании определенных научных знаний. Психологический диагноз характеризует психику человека в данный момент, это срез, отражающий состояние индивидуальной психики. Основная задача психолога при постановке диагноза заключается в оказании конкретной помощи, в устранении имеющегося неблагополучия, в обеспечении надежного функционирования и рационального использования исследуемого объекта. [41]
При обследовании ребенка, практический психолог должен знать, что каждый возрастной период характеризуется определенной социальной ситуацией развития, то есть специфическим отношением ребенка к действительности, активным взаимоотношением с определенными её сторонами, ведущим типом деятельности, в которой осуществляется интенсивное овладение ребенком этими сторонами действительности; основными новообразованиями, возникающими на данной основе и характеризующими общую организацию сознания к концу каждого периода, приводящую к возникновению нового типа деятельности.
При таком понимании процесса психического развития его диагностика должна строится на соответствующих принципах. Так, основными принципами психологической диагностики дошкольного и младшего школьного возраста, по мнению Д.Б. Эльконина, [199] должны быть:
* установление уровня сформированности ведущей деятельности, её основных структурных компонентов (в дошкольном возрасте - это игровая деятельность, в младшем школьном - учебная);
* установление уровня психического развития (наглядно-образное, наглядно-действенное, логическое мышление, общие познавательные мотивы, соотношение зрительного и смыслового поля);
* установление наличия основных личностных новообразований в данном возрасте.
Еще один важный момент, который не стоит упускать из вида, это тот факт, что диагностика неразрывна, должна быть связана с оказанием дальнейшей психологической помощи. Традиционно в психологической практике ситуация сложилась таким образом, что диагностика и собственно психологическая помощь (в том числе психокоррекция, консультирование) оказались разделенными между собой. Сегодня существует узкая специализация, как в рамках диагностики, так и в рамках собственно психотехнической практики, что крайне негативно сказывается на положении дел в практической психологии в целом, поскольку отсутствует обмен, взаимоперетекания опыта из одной сферы в другую.
Таким образом, диагностика ребенка должна предполагать, дальнейшее оказание психологической помощи ему, конечно же, исходя из тех результатов, которые были получены в её ходе. Во-первых, для ребенка очень важен эмоциональный контакт, который установит психолог перед психологическим тестированием, то есть для него важен человек, с которым он общается, этого же и требуют условия проведения психологической помощи. Таким образом, результаты будут более эффективны тогда, когда и диагностику, и психологическую помощь будет оказывать одно и тоже референтное лицо, которому ребенок доверяет. Во-вторых, та информация, которую получает психодиагност о ребенке, очень важно и передать её во всех тонкостях и точности другому психологу, который будет проводить консультирование, практически невозможно. Обязательно будет пропадать информация о поведении ребенка при диагностике: его комментарии при выполнении той или иной методики; специфике его взаимодействия с экспериментатором или же с группой сверстников, если это групповое тестирование и так далее. То есть, в целях сохранения важнейшей информации о ребенке, необходимо то условие, чтобы диагностику и консультирование проводил один и тот же человек. И, наконец, в-третьих, когда диагност провел исследование и получил результаты по проведенным методикам, а также дополнительную информацию, исходя из поведения ребенка при обследовании, он точно может наметить дальнейшие шаги оказания психологической помощи ребенку. И опять таки, она будет эффективна тогда, когда это будет делать один и тот же человек. Таким образом, практический психолог может наметить эффективные методы психологической помощи, если возьмет за её основу результаты психологической диагностики: или же это будет простая беседа, или же развивающая игра, или же направленное рисование, конструирование, лепка и многое другое.
Какими же методами можно пользоваться при диагностике психического развития ребенка в возрасте 5-7 лет? Самые распространенные - это метод наблюдения, беседы, эксперимента, формирующего эксперимента, метод экспертных оценок. Для диагностики личности ребенка в этом возрасте используются рисуночные методики.
По мнению Степанова С.С.[159], научный анализ продуктов деятельности, в том числе и изобразительной, может стать надежным источ