Глава 2
Организация научно-исследовательской работы студентов ВУЗов Украины в ХІХ ст.
В главе ?Организация научно-исследовательской работы студентов ВУЗов Украины в ХІХ ст.? - освещены истоки студенческой науки в отечественной педагогической мысли, прослежена динамика ее развития в университетах Украины в течение ХІХ века, расрыта цель , задачи, формы и условия осущетсвления студенческой науки в исследуемый период.
2.1. Становление и развитие науки в отечественных высших учебных заведениях
Анализ историко-педагогической литературы свидетельствует ?8, 12, 86, 133?, что в Европе XVII век являлся периодом религиозного начала в политической, социально-экономической жизни общества. Однако, стремительное развитие наук постепенно разрушило религиозные предрассудки.
Как показал анализ монографии Полевого П.Н. "История русской словесности" ?133?, быстрое развитие наук в западноевропейских странах было вызвано прежде всего "эпохой реформации" в государствах, а также значительными успехами физико-математических и естественных наук. Научные открытия в XVII веке способствовали "расширению горизонта человеческой мысли", зарождению новых научных идей, понятий, которые находили свое "истолкование" в трудах ученых Бэкона, Ньютона и Локка. За этими учеными следовал ряд таких выдающихся исследователей, философов и публицистов XVIIІ века, как Бейль, который первым изложил свои взгляды на религиозные, нравственные, научные и государственные вопросы в алфавитном порядке ("Историко-критический Словарь"), Вольтер, показавший превосходство разума над религиозными предрассудками (легенда об Орлеанской деве), Монтескье, обратившийся к критическому анализу государственного строя ("Дух Законов"), энциклопедисты Дидро и Даламбер, развившие идею английских философов о "религии разума" и издавшие в 60-е годы XVIIІ века свою "Энциклопедию или объяснительный лексикон Наук, Искусств и Ремесел"), а также Жан - Жак - Руссо, изложивший свои взгляды на государственный строй и систему образования в трудах "О причинах неравенства между людьми", "Общественный договор", "Новая Элоиза" и "Эмиль". Всех этих ученых, философов и публицистов объединяла общая цель - просвещение и "просветление человеческого разума" путем образования.
Отметим, что прогрессивные идеи западно-европейских ученых оказали влияние на развитие науки и на Украине. Так, в Киеве в начале XVII века (1632 г.) были объединены две школы - Братская и Лаврская, впоследствии ставшие высшим учебным заведением Украины и всей Восточной Европы - Киево-Могилянской академии. Именно в ее стенах собирался весь цвет украинского народа, лучшие представители украинской науки и культуры исследуемого периода.
Анализ монографий В.Аскоченского "Киев с древнейшим его училищем" и С.Голубева "Киевская академия в конце XVII - начале XVIIІ ст." " [12; 13; 19] показал, что Киевская академия уже в XVII веке (до получения права называться высшим учебным заведением) не уступала высшей школе Европы и была отечественным высшим заведением высокого научного уровня. Однако, признавать Киево-Могилянскую академию высшим учебным заведением польское государство не спешило, так как это противоречило его захватническим планам по отношению к Украине.
В работе В.Пискорского "Из прошлых лет Киевского университета" [133] отмечается, что только конце 80-х годов XVII ст., когда Киев окончательно был присоединен к России, в грамоте от 26 сентября 1701 года Петр I утвердил за Киевской академией статус высшего учебного заведения: "Академии их Киево-Могилянской, что от прежнего своего основания имеет равные привилегии, как обыкновенно Академии во всех государствах иноземческих право свободности иметь подтверждено".
При изучении историко-педагогических монографий В.Аскоченского "Киев с его древнейшим училищем Академией" и З.Хижняка "Києво-Могилянська академія" [86; 183.] видно, что структура Академии, не отличаясь кардинально от структуры европейских высших учебных заведений, имела и свои характерные черты, которые обуславливались национальными традициями и историческими условиями. Так, Академия не делилась на факультеты, не присваивала ученикам ученых степеней, а курс наук, читавшийся в разные периоды ее существования, был непостоянным.
Обращает на себя внимание тот факт, что в Академии уже в XVII- XVIII вв. должное внимание уделялось изучению не только зарубежной (классической римской, греческой), но и национальной, христианской литературы. Отрывки из Иустина Цезаря, Целария, вокабулы Яна Амоса Коменского использовались для выполнения студентами практических упражнений на латинском и греческом языках.[183, с. 56]
Наиболее образованными людьми Украины исследуемого периода, которых объединяла Киево-Могилянская академия, были:
-Петр Могила- выдающийся украинский церковный деятель, основатель Лаврской школы (1631 г.), автор книг "Анфология", "Евхологион" и др;
-Елисей Плетенецкий - известный украинский церковный, культурный и общественный деятель, архимандрит Киево-Печерской лавры, основатель Киево-Печерской типографии (1615 г.);
-Епифаний Славинецкий- воспитанник Киево-Могилянской академии, украинский ученый, писатель, педагог, преподаватель, автор 150 оригинальных и переводных трудов по географии, истории, педагогики, медицине, языковедению;
-Исайя Трофимович-Козловский - украинский ученый, писатель, культурный и религиозный деятель, духовник Петра Могилы;