РАЗДЕЛ 2
Экономические методы регулирования
потребительского рынка в условиях трансформации…….
с. 100
2.1. Экономический механизм регулирования потребительского рынка и его
трансформация в современных условиях........
с. 100
2.2. Оптимальная модель регулирования потребительского
рынка...................................................................................................
с. 117
Выводы к разделу
2...........................................................................
с. 162
Заключение.........................................................................................
с. 165
Список использованных источников...............................................
с. 173
Введение
Актуальность темы. Системная трансформация Украины в направлении эффективной
социально ориентированной рыночной экономики связывается, прежде всего, с
переходом к типичной для развитых стран системе взаимосвязи производства и
потребностей, в которой последние реализуются через свою платежеспособную
форму – спрос. Подобная направленность экономических реформ предполагает отказ
от централизованно-плановой модели, сориентированной, в первую очередь, на
достижение заданных объемов производства, а не на обеспечение реальных
потребностей.
В контексте определенных задач особое значение приобретают проблемы
функционирования потребительского рынка как основного механизма реализации
потребностей в товарах и услугах непроизводственного характера,
воспроизведение человека в совокупности его физических, интеллектуальных и
духовных качеств. Несбалансированность потребительского рынка приводит к
невозможности оптимального использования трудового, инновационного и
творческого потенциала рабочей силы, вызывает макроэкономическую
нестабильность и социальную напряженность. Именно поэтому проблема
государственного регулирования и стабилизации на данном рынке является той
ключевой проблемой, на которой замыкается много других. Это обусловливает
необходимость разработки нового комплексного подхода к формированию
потребительского рынка, его структуры, условий и методов стабилизации,
процессов, происходящих в сфере личного потребления.
Целый ряд положений теории потребления нашли свое отражение в работах К.
Маркса, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, М. Вебера, А.И. Левина, Н.Я. Петракова, А.П.
Яркина, Л.Я. Барановой, В.Д. Белкина, Н.В. Белоха, В.П. Соловьева, А.Н. Шохина
и других. Проблема личных экономических потребностей получила свое развитие в
трудах В.В. Радаева, В.М. Белоусова, Е.Г. Куделина, Г.С. Саркисянца, И.Н.
Шутова, А.А. Чухно, У.Г. Чернявского, Л.Ф. Столмова и других. Широкий материал
относительно анализа основных принципов построения рыночного механизма
установления равновесия и использования конкретных форм и методов
государственного влияния на данный процесс представляют собой модели,
разработанные такими представителями мировой экономической мысли, как Дж. М.
Кейнс, Л. Мизес, Ф. Найт, П. Самуэльсон, М. Фридмен, С. Хансен, Ф. Хайек, Д.
Хикс, Й. Шумпетер и другие.
Однако в указанных работах проблемы функционирования потребительского рынка не
являются непосредственным предметом исследования, а исполняют только
вспомогательную роль. Необходимого подхода к разработке единого целостного
метода исследования потребительского рынка, его структуры, условий
стабилизации и возможностей государственного регулирования пока еще не
найдено. Нет единого мнения и по поводу роли государства в этих процессах.
Важность вопросов формирования и развития потребительского рынка и его
структуры, их недостаточная научная разработка и неразрешенность многих важных
проблем обусловили выбор темы диссертационной работы, ее цель и логику
исследования.
Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертационная работа
выполнена в рамках плана научно-исследовательских работ кафедры экономической
теории Харьковского Национального университета им. В.Н. Каразина: №01990004422
«Трансформационная экономика: общие тенденции и особенности их проявления в
Украине».
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в осуществлении
комплексного политико-экономического анализа потребительского рынка, его
структуры, механизмов стабилизации и регулирования, разработке практических
рекомендаций по формированию оптимального механизма его государственного
регулирования в переходной экономике Украины.
Реализация цели исследования осуществляется через решение целого ряда задач,
основными среди которых являются:
определить сущность, структуру и основные трансформационные изменения
потребительского рынка в переходной экономике;
выделить и систематизировать различные виды потребительских рынков;
раскрыть особенности личного потребления в переходной экономике;
выявить приоритетные направления государственного регулирования
потребительского рынка;
разработать меры по усовершенствованию прав потребителей в Украине;
Объектом исследования является потребительский рынок в условиях переходной
экономики.
Предметом исследования стал процесс трансформации потребительского рынка, его
регулирование в переходной экономике.
Методологическую основу диссертации составляет диалектический метод как общий
научный метод познания социально-экономических явлений. Комплексно-системное
изучение потребительского рынка обусловило применение различных частно-научных
методов: системного, логического, функционального анализа, сравнительного,
историко-экономического и статис
- Киев+380960830922