Вы здесь

Загальна аварія (цивілістичні аспекти)

Автор: 
Шемонаєв Володимир Юрійович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
3403U001104
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОБЩЕЙ АВАРИИ
2.1. Происхождение и развитие идеи правового регулирования общей аварии
Поскольку в отношении общей аварии речь идет о кодифицированных обычаях,
представляет интерес анализ их генезиса, что позволяет установить
закономерности их развития и современные тенденции в этой области.
Институт общей аварии возник еще в древние века одно­временно с появлением
торгового судоходства.
Некоторые специалисты считают, что первой нормой в этой области были старинные
обычаи острова Родос, которые были названы "Родосским морским правом" и
получили широкое распространение, поскольку отражали основные положения в этой
области всего древнегреческого права [75 [156, 155] Сидорченко В.Ф. Правовые
проблемы охраны человеческой жизни и имущества на море. – Л.: Изд-во Ленингр.
ун-та, 1983. - С. 6; Сидорченко В.Ф. Общая авария. – С.Пб., 1999. – С.
17.] [156, 155].
Однако принцип общей аварии - "то, чем пришлось пожертвовать для всех, должно
быть распределено пропорционально между всеми заинтересованными сторонами
морского предприятия" - был сформулиро­ван гораздо раньше, а позже получил
дальнейшее развитие в правовых нормах острова Родос, государствах-полисах
материковой Греции, Древнего Рима, посвященных регулированию торговых
отношений.
Поэтому более обоснованной представляется точка, согласно которой "Родосское
морское право" является результатом синтеза свода обычаев на основе
заимствований и творческой переработки норм финикийского, арабского [76 [217]
Характеристику арабских обычаев в сфере мореплавания см., например: Шумовский
Т.А. Арабское мореплавание в пору ислама // Страны и народы Востока. – М.,
1964. – Вып. 3. – С. 200-202.] [217], критского обычного права [77 [126]
Отфейль Л.Б. История, происхождение, развитие и изменение международного права.
– С.Пб., 1887. – С. 97.] [126].
Письменно обычаи распределения общей аварии были зафиксированы в Древнем
Вавилоне в XVIII в. до н. э. В одном из правил Законов Хаммурапи, вави­лонского
царя (1792 - 1750 гг. до н. э.), был изложен принцип пропорционального
распределения убытков, возникших вследствие предотвращения последствий морских
чрезвычайных происшествий, между участниками общего предприятия.
Возникновение на основе упомянутых выше обычаев "Родосского морского права"
относится к VII в. до н. э. Хотя текстов зако­нов острова Родос пока обнаружить
не удалось, однако у специалистов не вызывает сомнений, что римлянам они были
известны, так как упоминание о них, а также детальный комментарий ситуаций и
фрагментов из "Родосского закона о выбрасывании" содержится в Дигестах
Юстиниана [78 [55, 223] Дигесты Юстиниана: Избранные фрагменты в переводе и с
примечаниями И.С. Перетерского. - М., 1984.- С. 239; Buckland. Text of Roman
Law from Augustus to Justinian. – 2-nd ed. – London, 1932. – P. 38-39.] [55,
223].
Таким образом, можно констатировать, что правила о распределении общей аварии
были восприняты Древним Римом, и правоведы последнего дополнили содержание
этого Сборника (Закона) морских обычаев рядом новых толкований и дополнений [79
[224] Chorley M.A., Gilles O.C. Shipping Law. - 4-th ed. – London, 1959. – P.
253.] [224].
В связи со сказанным следует отметить, что некоторые современные специалисты в
области морского права неточно определяют генезис общей аварии, связывая ее
происхождение лишь с Римом (без упоминания о греческом праве и более древних
источниках) и к тому же неверно указывая вид нормативного акта, в котором были
закреплены соответствующие положения. Так, В.Н. Гуцуляк, правильно отмечая, что
основной принцип общей аварии - пожертвование час­ти ради спасения целого был
известен еще в глубокой древ­ности, далее ошибочно ссылается на "Кодекс
римского императора Юстиниана" (VІ в.), где якобы указывалось, что "если грузы
выброшены за борт с целью облегчения судна, все должны участвовать в возмещении
путем контрибуционного взноса того, что было пожертво­вано в общих интересах"
[80 [50] Гуцуляк В.Н. Указ. соч. – С. 278.] [50].
Однако ни в первой (528 г.), ни во второй (534 г.) редакциях Кодекса Юстиниана
упоминаний об общей аварии нет. Кодекс второго издания, который был опубликован
16 (18) ноября 534 г. и вступил в силу 29 декабря того же года, содержит около
4600 конституций, начиная с Адриана и заканчивая Юстинианом. Наибольшее
количество из них принадлежит Адриану - 1200, Северам - 880, Юстиниану - 400.
Конституции, которые вошли в Кодекс, большей частью посвящены публичному праву,
и во всяком случае не воспроизводят нормы права других стран [81 [196] См.
подробнее: Харитонов Є.О. Історія приватного права Європи: Східна традиція. –
Одеса: БАХВА, 2000. – С. 54.] [196].
Таким образом, этот старинный морской обычай дошел до нас в той форме, в какой
был зафиксирован в известных Дигестах Юстиниана, созданных в 533 г. в процессе
систематизации римского права [82 [193] Вопрос о том, была ли проведенная
работа систематизацией, кодификацией или простой компиляцией, в специальной
исторической и юридической литературе много лет остается дискуссионным. О
правовой квалификации Дигест Юстиниана см., например: Харитонов Є.О. Рецепція
римського приватного права: Теоретичні та історико-правові аспекти. - Одеса,
1997. - С. 105-111.] [193], проведенной в Восточной Римской империи
(Византийской империи) по указанию императора Юстиниана Великого [83 [130] О
процессе законодательных работ см.: Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. – М.:
Юрид. лит., 1956. – С. 231.] [130].
Поэтому для выяснения отправных положений обычаев, которые легли в основу
института общей аварии, есть смысл обратиться именно к титулу ІІ книги
четырна