Вы здесь

Оспорювання та примусове виконання рішень міжнародного комерційного арбітражу: порівняльно-правове дослідження

Автор: 
Кисельова Тетяна Сергіївна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
0403U001326
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ И ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ РЕШЕНИЙ
МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО АРБИТРАЖА
2.1. Понятие и правовая природа оспаривания и принудительного исполнения
решений международного коммерческого арбитража
Эффективность защиты прав хозяйствующих субъектов в МКА во многом зависит от
соблюдения их процессуальных прав в арбитражном процессе, что гарантируется
возможностью оспаривания и принудительного исполнения арбитражного решения.
Понятия «оспаривание» и «принудительное исполнение» решений МКА в науке четко
не определены. Понятие «оспаривание арбитражного решения» можно определить на
основе анализа его признаков.
Первый признак оспаривания арбитражного решения - оспариванию подлежит только
вступившее в силу арбитражное решение (ГПК Франции ст. 1476, 1484; ГПК
Нидерландов ст. 1064, Закон Швейцарии "О международном частном праве" ст. 190,
Английский арбитражный акт ст. 58, 68; Судебный кодекс Бельгии ст. 1703, 1704;
Закон Болгарии "О МКА" ст. 41(3), 47; Закон КНР "Об арбитраже" ст. 57, 58;
Закон Республики Беларусь "О международном арбитражном (третейском) суде" ст.
41, 43). Этот признак отличает оспаривание арбитражных решений от обжалования
решений судов первой инстанции: в отличие от оспаривания обжаловать можно как
вступившие, так и не вступившие в законную силу решения (кассационное
обжалование - ст. 320 ГПК, ст. 107 ХПК, апелляционное обжалование - ст. 231
ГПК, ст. 91 ХПК).
Второй признак – отмена арбитражного решения в ходе его оспаривания
осуществляется государственным судом, а не вышестоящей арбитражной инстанцией
(ГПК Франции ст. 1486, ГПК Нидерландов ст. 1064, Закон Швейцарии "О
международном частном праве" ст. 191, ГПК Германии ст. 1062, Федеральный
арбитражный акт США ст. 10, Закон Болгарии "О МКА" ст. 47(1)), Закон Индии "Об
арбитраже и примирении" ст. 2, Закон КНР "Об арбитраже" ст. 58). В системе
арбитражного судопроизводства за некоторым исключением имеется только одна
инстанция – первая, и в связи с этим арбитражные решения оспариваются органами
другой системы - судебной, тогда как обжалование решений судов первой инстанции
производится в вышестоящих судах единой судебной системы (ст. 289, 319 ГПК, ст.
92, 108 ХПК).
Третий признак – проверка арбитражного решения судом общей юрисдикции
допускается только по ограниченному кругу оснований (обычно нарушения
процессуального характера) при наличии запрета пересмотра арбитражного решения
по существу (Типовой закон ст. 34, ГПК Франции ст. 1484, ГПК Нидерландов ст.
1065 (1 а), Закон Швейцарии "О международном частном праве" ст. 190, ГПК
Германии ст. 1059, Судебный кодекс Бельгии ст. 1704, Закон Болгарии "О МКА" ст.
47, ГПК Хорватии ст. 485, Закон Индии "Об арбитраже и примирении" ст. 34, Закон
КНР "Об арбитраже" ст. 58, Закон Республики Беларусь "О международном
арбитражном (третейском) суде" ст. 43, Закон Российской Федерации "О МКА" ст.
34; Закон Украины "О МКА" ст. 34). Это отличает оспаривание арбитражного
решения от обжалования решения суда, так как решения суда первой инстанции
пересматриваются судом по существу, т.е. проверяются на предмет законности и
обоснованности (апелляционное обжалование - ст. 307б 309 ГПК, ст. 104 ХПК,
кассационное обжалование - ст. 320, 335-336 ГПК, ст. 111-10 ХПК). Иными словами
"оспаривание арбитражного решения не имеет целью проверку "качества"
вынесенного решения, а сводится в конечном итоге либо к защите интересов
стороны, либо к защите публичного порядка соответствующего государства"
[[cxii], с. 294].
Четвертый признак оспаривания арбитражного решения состоит в том, что оно
допускается только один раз в каждом деле также, как и обжалование решений суда
первой инстанции.
На основании указанных признаков оспаривания можно дать следующее определение
понятия оспаривания арбитражного решения. Под оспариванием арбитражного решения
понимается обращение субъектов хозяйствования в компетентный суд с требованием
о проверке арбитражного решения, вступившего в силу.
Понятие принудительного исполнения решений МКА в украинской науке исследовалось
только применительно к иностранным арбитражным решениям. В работах Е. Цирата
было дано определение принудительного исполнения арбитражного решения как
процедуры, где к стороне, против которой вынесено арбитражное решение,
применяются направленные на его исполнение средства принудительного характера,
предусмотренные законом страны места исполнения [211, c. 117].
Впервые в законодательстве Украины это понятие было определено в Законе Украины
"О признании и исполнении в Украине решений иностранных судов" (ст. 1). В
соответствии с этой статьей принудительное исполнение решения иностранного
арбитража – это применение принудительных мер для исполнения решения
иностранного арбитража в Украине.
В зарубежной науке принудительное исполнение арбитражного решения делится на
два этапа - признание решения судом и непосредственное исполнение органами
государственной исполнительной службы.
Первый этап - признание арбитражного решения государственным судом -
осуществляется путем рассмотрения ходатайства о принудительном исполнении
арбитражного решения, проверки его на отсутствие оснований к отказу в
принудительном исполнении, установленных в законе, и вынесения определения о
разрешении на принудительное исполнение арбитражного решения (в английском
языке - leave for enforcement, declaration of enforceability, certificate of
enforceability, во французском - exequatur). Обязательность этого этапа
закреплена во всех анализируемых зарубежных нормативных актах.
Признание арбитражного решения как первый