Вы здесь

Ціннісні орієнтації у системі особистісних якостей студентів вищого педагогічного навчального закладу.

Автор: 
Антонова Наталія Олександрівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
0403U002716
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ.
2.1. Характеристика ценностных ориентаций студентов.
В многочисленных исследованиях установлено, что ценностные ориентации являются
важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения
индивида. У каждого человека может существовать своя система ценностей,
структурированная в определенную иерархию, которая формируется под влиянием
общественно значимых ценностей. Система ценностных ориентаций определяет
содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений
к окружающему миру и другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро
мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции, смысла жизни.
Ценностные ориентации личности являются одним из интегративных элементов ее
направленности и являются показателем определенного уровня ее развития.
Для определения особенностей ценностных ориентаций обычно учитываются два
основных показателя:
А) степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций как
показатель личностной зрелости;
Б) содержание ценностных ориентаций (их направленность), характеризующееся
конкретными ценностями, входящими в структуру.
В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в иерархию ценностных
ориентаций личности, сочетания этих ценностей, степени большего или меньшего их
предпочтения относительно других и дает возможность выяснить, на какие цели
жизни направлена деятельность человека, и какие средства для достижения этих
целей он предпочитает.
С точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность, они могут
быть разделены на две основные группы. Первую группу составляют ценности-цели
(терминальные). Они отражают долговременную жизненную перспективу человека, то,
к чему он стремится сейчас и в будущем. Терминальные ценности (Т-ценности)
определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно,
значимо, ценно. Вторую группу составляют ценности-средства (инструментальные).
Они отражают средства, которые выбираются для достижения целей жизни, для
реализации смысла жизни. В качестве инструментальных ценностей (И-ценности)
чаще всего выступают качества личности, которые обеспечивают личностный рост
человека.
Задача нашего исследования состояла в выявлении психологических особенностей
ценностных ориентаций студентов педагогического вуза, будущих учителей и
наставников подрастающего поколения.
В исследовании участвовали студенты педагогического вуза различных факультетов
и курсов: 146 студентов факультета подготовки учителей начальных классов (из
них: 83 человека 1 курса и 63 человека 2 курса), 222 студента
физико-математического факультета (из них: 90 человек 2 курса, 64 человека 3
курса и 68 человек 4 курса), 61 студент 1 курса филологического факультета, 64
студента 3-го курса факультета физической подготовки и 65 студентов 4-го курса
психологического факультета. Всего 558 человек.
Для изучения ценностных ориентаций студентов мы использовали методику М.Рокича
«Ценностные ориентации», основанную на прямом ранжировании списка ценностей
двух классов (ценности-цели и ценности-средства). Список ценностей представлен
в приложении А.
Анализ результатов исследования показал, что у наших испытуемых, студентов пяти
факультетов, сложилась определенная иерархия социально значимых ценностей,
характеризующих содержание и направленность их ценностных ориентаций,
включающих общечеловеческие ценности («чуткость», «познание», «развитие
личности», «семья», «труд», «свобода», «счастье других»); традиционные ценности
(«здоровье», «красота», «мудрость», «общественное признание», «дружба»,
«образованность», «трудолюбие», «честность») и личностные ценности,
утверждающие индивидуальность («любовь», «самостоятельность», «самоконтроль»,
«смелость в отстаивании своих позиций», «независимость в суждениях и
поступках», «творчество» и др.)
На основе анализа результатов ранжирования ценностей каждым испытуемым мы
выделили наиболее значимые для них ценности, получившие первые три ранговых
места; а также ценности, которые оказались для испытуемых почти
незначительными, получившие последние три ранговых места. Для определения
групповых результатов по каждой из ценностей подсчитывалось общее количество
испытуемых, у которых та или иная ценность занимает одно из трех первых или
последних ранговых мест и вычислялось их процентное содержание (Табл. 2.1, 2.2,
2.3, 2.4 – Приложение Б).
Было установлено, что наибольшее количество студентов всех экспериментальных
групп пяти факультетов отдало предпочтение таким терминальным ценностям как:
«здоровье» (от 58,5 до 76,6% студентов), «любовь» (от 26,5 до 70,5% студентов),
«наличие хороших и верных друзей» (от 7,9 до 29,4% студентов), «материально
обеспеченная жизнь» (от 12,3 до 32,5% студентов) и инструментальным ценностям:
«аккуратность» (от 11,7 до 44,5% студентов), «воспитанность» (от 23,6% до 53,2%
студентов), «жизнерадостность» (от 18,8 до 38,3% студентов), «образованность»
(от 20,6 до 38,2% студентов).
Вместе с тем, следует отметить, что для студентов различных факультетов
педагогического вуза не являются существенными некоторые общечеловеческие
ценности. Так, при ранжировании, на последние места ценность «познание»
поставили от 6,6 до 34,3% студентов
экспериментальных групп, «счастье других» не читают для себя значимым от 34,5
до 52,9% наших испытуемых. Многие студенты на последние ранговые места
поставили и такие традиционные ценности как «красота природы и искусства» (от
27,6 до 47,8% студентов), «непримиримость к недост