РАЗДЕЛ 2
СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИЧЕРНОМОРСКИХ ГОСУДАРСТВ
2.1. Международный принцип сотрудничества государств и Черноморское региональное сотрудничество
Обращение к нормативным и литературным источникам о международном принципе сотрудничества государств в контексте исследуемой темы представляется уместным. На наш взгляд, прежде чем приступить непосредственно к анализу правовых документов о сотрудничестве в Черноморском регионе по различным направлениям, необходимо исследовать понятие и сущность "международно-правового сотрудничества" государств в современном мире.
Определяющим здесь является тот факт, что понятие "сотрудничество" в практике международных отношений, особенно с участием государств исследуемого Черноморского региона, за последнее десятилетие приобрело обновленную суть. Если сотрудничество СССР (и в его составе Украины, России, Грузии, Армении) с "дружественными" странами представляло собой навязывание социалистической идеологии, объединение сил для "противостояния" Западу, а со стороны Запада, в свою очередь, сотрудничеством называлась фактическая эксплуатация колоний и развивающихся государств, то с прекращением "холодной войны", гонки вооружения и падением "железного занавеса" сотрудничество государств начало приобретать естественный, природный смысл, выражающийся в дефинитивной характеристике самого термина "сотрудничество" - работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле [75] во имя мира и безопасности.
Понятие "международно-правовое сотрудничество" отражает такой процесс взаимодействия двух и более участников, в котором исключается применение вооруженного насилия и доминируют совместные активные поиски реализации общих интересов, подкрепляемые нормативной основой [76, 255]. Этот процесс может выражаться в осуществлении двусторонней и коллективной дипломатии, норматворчестве и институционализации.
Определенным достижением для многих государств Черноморского региона, и Украины в том числе, на пути демократизации межгосударственных отношений является международное сотрудничество в рамках национальных и международных неправительственных (общественных) организаций (МНПО), а также с их представительством в международных межправительственных организациях (ММПО).
С этой точкой зрения согласен и Сергеев Ю.В., считая, что "многие МНПО активно сотрудничают с межправительственными морскими организациями. Основной формой такого сотрудничества является консультативный статус. Каждая межправительственная морская организация имеет свои правила предоставления консультативного статуса МНПО. Получение такого статуса не только означает признание полезной деятельности МНПО, но и указывает на возрастание значения международных неправительственных организаций в системе международного управления.
Отношения ООН с МНПО регламентируются резолюцией ЭКОСОС "Мероприятия по консультации с МНПО", принятой в 1946 г. Консультативный статус при ЭКОСОС предоставлен более 150 МНПО.
Что касается Украины, в настоящее время здесь зарегистрировано уже более десяти международных неправительственных организаций" [77, 40].
Однако следует отметить, что вышеназванные объединения не обладают международной правосубъектностью. Правовая доктрина еще не пришла к единому мнению относительно признания физических лиц и общественных объединений в качестве субъектов международного публичного права.
Необходимо отметить, что становление и институционализация таких МНПО, как Международный Черноморский Клуб (МЧК), Ассоциация судовладельцев Черноморского бассейна (БИНСА), национальных НПО (Молодежный экологический центр Украинского Причерноморья и др.), успевших зарекомендовать себя в Черноморском регионе, говорят о непосредственном участии граждан государств этого региона в осуществлении их внешнеполитической программы.
Арсенал сотрудничества неправительственных организаций Черноморского региона за последние годы, благодаря взаимодействию с МНПО, существенно пополнился новыми, демократичными организационно-правовыми формами международного сотрудничества. Организуются и проводятся "круглые столы", обучающие международные семинары, разрабатываются и осуществляются международные проекты как пилотного (концептуального), так и прагматического направлений (в рамках ММПО, МНПО или благотворительных фондов), тренинги, активизируется помощь иностранных волонтеров в работе вновь созданных общественных организаций.
Вместе с тем активизировались и возросли малодоступные ранее формы сотрудничества, такие как: международный обмен учащимися, студентами и преподавателями; стажировка специалистов за рубежом в учебных заведениях и на предприятиях; международные научные контакты ВУЗов; международные образовательные программы. Невзирая на экономические трудности существует и приносит существенную пользу система международного сотрудничества органов местного самоуправления как с аналогичными субъектами иностранных государств (муниципалитеты, региональные власти и др.), так и с иными зарубежными субъектами - ММПО, МНПО местных властей, транснациональные корпорации, бизнесструктуры и т.д.
Существует мнение о значительном возрастании роли местного самоуправления и международного сотрудничества местных властей в интеграционных процессах, происходящих в мире, и прежде всего на европейском континенте. Здесь они выступают в качестве одного из основных элементов демократической государственности. Активное стремление Украины принимать участие в различных интеграционных структурах и институтах объединенной Европы макро- и субрегионального характера, зачастую реализуется посредством международных контактов органов местного самоуправления, которым присущ надполитический и наднациональный характер [9, 6].
Таим образом, способов осуществления международного сотрудничества может быть множество. Немаловажную роль здесь играют организационно-правовые формы сотрудничества, которые подробно