Вы здесь

Проблема Чорноморських проток у зовнішній політиці Великобританії, 1892-1920 рр.

Автор: 
Русаков Костянтин Анатолійович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U000317
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Раздел II. Проблема Черноморских проливов в XVIII-XIX вв.
2.1. Международно-правовой статус. Уникальность географического положения Босфора и Дарданелл
21 июня 1936 г. в г. Монтрё (Швейцария) с участием СССР, Турции, Великобритании, Франции и других государств была подписана конвенция о режиме Черноморских проливов, последняя на сегодняшний день. Этому событию предшествовала более чем двухвековая история попыток решения вопроса о Проливах. Но прежде чем перейти непосредственно к проблеме исследования истории вопроса, необходимо остановиться на международно-правовом статусе, выработанном к началу ХХ века для всех проливов мира.
Относительно проливов в целом, применялись следующие правовые нормы:
1. Если пролив ведет в закрытое море, и оба его берега, так же как и это море, принадлежат одной и той же державе, чьи береговые батареи в состоянии контролировать его, то эта держава имеет право осуществлять права суверенитета над проливом, и, следовательно, может во все времена не допускать иностранные военные корабли. Но свободный проход иностранных торговых судов должен быть разрешен в интересах мирной международной торговли.
2. Если пролив любой ширины, ведет в открытое море, и оба его берега принадлежат одной и той же державе, то последняя, в осуществлении над ним юрисдикции имеет право принять все необходимые меры для его безопасности, и, следовательно, может, если это воюющая сторона, не пропускать военные корабли и запретить перевозку войск через этот пролив.
3. Если пролив более шести миль в ширину разделяет территории различных государств, каждое из них может осуществлять права юрисдикции и суверенитета над своими территориальными водами (расстояние в три морские мили от берега). Если пролив менее шести миль в ширину, каждое государство может осуществлять такие права до линии, проходящей по середине пролива.
4. Во всех случаях, где существует право свободного прохода судов, пошлины не могут быть востребованы, кроме таких умеренных расходов как необходимых на содержание буев, маяков, лоцманов и т.д. ? 196, с. 13-14 ?.
Как уже было отмечено, выше приведенные правовые нормы относятся ко всем проливам. А, как известно, общие правила относятся и к общим случаям. Но как писал Н.Я.Данилевский: "Дарданеллы и Босфор случаи в высшей степени исключительные, почти единственные во всей топографии земного шара" ?89, с.87?. В самом деле, проливы или морские каналы подобные Суэцкому или Панамскому являются лишь проходами. В то время как Босфор и Дарданеллы или Эресунн (Зунд) и Бельты (Большой и Малый), представляют собой не только проходы, но еще входы и выходы.
Вообще все проливы по географическому принципу могут быть разделены на три группы. Одни находятся между не слишком большими островами и материками или между двумя островами, как, например проливы: Магелланов, Мессинский, Бонифачо и т.д. Они могут быть всегда легко обойдены, и потому возведение на их берегах, каких-либо укреплений, для преграждения прохода через них не имело бы смысла.
Другие проливы, составляющие единственный проход из одного моря в другое, хотя и не могут быть обойдены, но так широки, что береговые укрепления не смогли бы заградить проход через них. К этой группе проливов можно отнести: Гибралтарский, Торреса, Баб-эль-Мандебский и др.
И, наконец, к третьей группе относятся проливы, которые не могут быть обойдены и притом настолько узки, что проход через них может быть прегражден. К таким проливам относятся: Эресунн и Бельты, представляющие собой вход и выход из Балтийского моря; а также Босфор и Дарданеллы соединяющее Черное море со Средиземным. Относительно первых издавна существовал принцип свободного плавания военных кораблей. Кроме того берега пролива Эресунн делят между собой Дания и Швеция. Что касается Босфора и Дарданелл, то проход через них военным кораблям всех наций, как в мирное, так и в военное время, был запрещен, кроме Османской империи, владевшей обоими берегами Проливов. Отличительной чертой Босфора и Дарданелл является также то, что они представляют собой два последовательных дефиле, Босфор нельзя миновать, не пройдя Дарданеллы и наоборот. Проливы Балтийского моря, напротив, представляют собой параллельные дефиле, и в случае если бы один из проливов оказался, по той или иной причине закрытым, можно было бы воспользоваться другим.
В пользу исключительности географического положения Черноморских проливов говорит и тот факт, что они ведут из открытого Средиземного моря в закрытое Черное море. В прежние времена, когда все побережье Черного моря, а также территории соседние с Босфором, Мраморным морем и Дарданеллами являлись владениями Османской империи, вопрос о Проливах не мог быть поднят, так как они могли законно быть закрыты для всех иностранных судов. Поэтому всем иностранным мореплавателям пытавшимся найти доступ в Черное море, имели обыкновение отвечать, что оно является "чистой и непорочной девой", недоступной для незваных гостей [196, с.4].
Однако берега Черного моря в начале ХХ в. делили между собой четыре государства, а оба берега выводящих проливов принадлежали только одному из них. Таким образом, принцип закрытия Черноморских проливов для военных кораблей всех государств, противоречил не только установленному международному праву, но и интересам государств расположенных на берегах Черного моря.
Проблема осложнялась еще одним обстоятельством - на Босфоре находилась столица Османской империи - Константинополь. В водах пролива отражался во всем своем великолепии дворец турецких султанов - Долмабахче. На склонах гор над Босфором был расположен построенный Абдул-Хамидом II дворец Чилдыз. "В виду положения Константинополя, - писал французский историк Рене Пинон, - вопрос об открытии и закрытии Проливов не допускает при своем разрешении правил без исключений, то есть одного какого-нибудь неизменно применяемого принципа. Босфор так узок, что если открыть его для военных судов, то султан из своего