РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Методы исследований
В настоящем исследовании для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование.
3. Инструментальные исследования: тетраполярная импедансная реоплетизмография, тонометрия, пульсометрия.
4. Методы математической статистики.
2.1.1. Анализ научно-методической литературы
Изучение специальной литературы проводилось по следующим направлениям:
1. Сердечно-сосудистая система и методы ее изучения.
2. Адаптация центрального и периферического звеньев кровообращения к физической нагрузке.
3. Влияние водной среды и специфических условий тренировочной и соревновательной деятельности, характерных для синхронного плавания, на функциональные системы организма спортсменок.
4. Педагогический контроль и планирование учебно-тренировочного процесса в синхронном плавании.
2.1.2. Педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование
Педагогическое наблюдение и педагогическое тестирование проводились во время учебно-тренировочных занятий на протяжении периода 2000 - 2002 г.
Также анализировались выступления спортсменок на соревнованиях, в частности - первенстве г. Киева 2000-2002гг, чемпионатах Украины 2000-2002гг, Чемпионатах Европы 2001 - 2002 гг, Чемпионате Мира 2002 г.
Для определения специальной работоспособности спортсменок использовались педагогические тесты, предложенные Степановой Т.П., 1993 г. [115].
Педагогические тесты, для определения специальной работоспособности спортсменок, занимающихся синхронным плаванием, приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Педагогические тесты, для определения специальной работоспособности спортсменок, занимающихся синхронным плаванием.
Название тестаРегистрируемые параметры1"6 х 12,5"время преодоления дистанции, с.2"Угол вверх двумя"время удержание позы, с3"Эгбите"время удержание позы, с4"Вертикаль"время удержание позы, с5Регистрация частоты сердечных сокращений (ЧCC) уд/мин До и после проведения серии педагогических тестов определялась частота сердечных сокращений.
Тест "6 х 12,5" - проплывание 75 метровой дистанции, условно разделенной на шесть равных отрезков, каждый из которых составляет 12,5 м.
"Угол вверх двумя" - одна из классификационных фигур, принятых в синхронном плавании, при выполнении которой должны быть соблюдены следующие условия: ноги вытянуты вертикально вверх, голова находится на одной линии с туловищем, угол между туловищем и ногами максимально приближен к 90 0.
"Эгбите" - в синхронном плавании рассматривается как один из способов передвижения. В настоящем исследовании рассматривается как статическая поза, при выполнении которой должны быть соблюдены следующие условия: положение тела вертикальное, головой вверх, руки выпрямлены вверх, находятся над поверхностью воды, согнутыми ногами выполняются круговые движения.
"Вертикаль" - одна из классификационных фигур, принятых в синхронном плавании, при выполнении которой должны быть соблюдены следующие условия: тело спортсменки находится в вертикальном положении головой вниз, при этом голова, бедра, и стопы расположены на одной линии, положение рук произвольное.
Результаты выполнения вышеприведенных педагогических тестов спортсменками, специализирующимися в синхронном плавании, различного возраста и спортивной квалификации приведены в приложениях А, Б, В, Д.
2.1.3. Инструментальные методы исследований
Импедансная реоплетизмография
Одним из современных методов исследования сердечно-сосудистой системы является реография. Метод вошел в клиническую и экспериментальную практику также под названием "электроплетизмография" или "импедансная плетизмография" [40, 52, 111, 130, 131].
Выбор нами данного метода исследований был обусловлен тем, что его применение позволяет неинвазивно регистрировать быстро протекающие процессы изменения кровенаполнения, что особенно важно при динамических исследованиях.
Реография базируется на регистрации изменения величины электрического сопротивления живых тканей при пропускании через них переменного электрического тока высокой частоты, однако, низкой амплитуды. При прохождении электрического тока в живой ткани следует учитывать действие целого ряда факторов (мембранный потенциал, наличие токов действия и покоя, медленные колебания потенциала), но, все же определяющим фактором является сопротивление живых тканей, т.е. полное электрическое сопротивление или импеданс (z). Используемый в качестве тестирующего электрический импульс безвреден для организма человека, т. к., имея высокую частоту (30 - 150 кГц) повторения и мгновенную продолжительность, практически не вызывает поляризационных или иных конформационных изменений со стороны живой ткани [40, 52].
Величина электропроводности различных органов и сред живого тела относительно постоянна (электропроводность - величина обратно пропорциональная сопротивлению), и, только участки тела с меняющимся объемом или составом среды могут иметь переменную величину сопротивления (Ронкин М., Иванов С., 1997) [111].
Принято считать, что колебания электрического сопротивления обусловлены, в первую очередь, изменением кровенаполнения сосудистых областей и изменением скорости движения крови в исследуемых зонах. Благодаря сокращению желудочков сердца в сосудистую систему выбрасывается определенный объем крови и возникает перемещающаяся по сосудам волна кровенаполнения. По мере распространения от сердца к периферии эта волна приводит к последовательным изменениям объема различных органов или участков тела. Это происходит благодаря способности артериальных сосудов расширяться под воздействием увеличения массы крови, а затем, вновь сокращаться, возвращаясь к исходному уровню. Наряду с расширением артерий во время систолы сердца передается ускорение столбу крови, наполняющего артерии, которое весьма