Вы здесь

Психологічні особливості тілесно-орієнтованої корекції поведінки підлітків з акцентуаціями характеру

Автор: 
Старовойтов Андрій Валерійович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
3404U001803
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТЕЛЕСНОСТИ КАК ОСНОВА ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПСИХОКОРРЕКЦИИ
Тема нашего исследования требует последовательного рассмотрения как составных элементов феноменологии подростковых акцентуаций характера, с учетом которых в дальнейшем будет строиться разрабатываемая нами программа телесно-ориентированной психокоррекции, так и сферы, относительно которой данная работа будет реализовываться.
В целях оптимизации и повышения методологической адекватности разрабатываемой психокоррекционной программы в данной главе мы рассмотрим ту теоретическую основу, которая объясняет уместность и целесообразность использования самого термина телесно-ориентированная психокоррекция. В частности, нами будет проанализировано понятие телесность в соответствии с теми представлениями, которые сложились в философии (философская антропология) и психологии на сегодняшний день. Помимо анализа самого термина, нами будут рассмотрены также структурные составляющие телесности личности. Именно телесная сфера личности подростка выступает областью психокоррекционной и развивающей практики.
2.1. Телесность человека как форма выражения структурно-функциональной целостности психики и тела

Смыслообразующим понятием, лежащим в основе телесно-ориентированных подходов в психотерапии и психокоррекции, является понятие телесности. Необходимость определения методологических основ телесно-ориентированных техник с одной стороны и объективных форм дезадаптивных проявлений акцентуированных подростков - с другой, требует прояснения тех феноменов, что лежат в основе данного понятия.
Целесообразность использования нами термина телесность объясняется предположением о том, что повышение значимости представлений о своей телесной организации и переживаний, связанных с новым телесным опытом (обусловленным возрастными трансформациями тела и самосознания) в подростковом возрасте, способствует заострению отдельных черт характера. Однако, в не меньшей мере, это объясняет возможность широкого применения в психологической работе с подростками богатого арсенала методических приемов телесно-ориентированной психотерапии и психокоррекции.
Развитие нашего исследования в русле психологии телесности (Г. А. Арина, 1991; В. Ю. Баскаков, 2001; И. М. Быховская, 1993; Е. Э. Газарова, 2002; Л. П. Киященко, 1991; М. Кнастер, 2002; А. Лоуэн, 1997, 1999, 2000; В. Н. Никитин, 1998, 2001; В. В. Николаева, Г. А. Арина, 1996; В. А. Подорога, 1994; В. Райх, 1999; П. Д. Тищенко, 1991; А. Ш. Тхостов, 2002; Ch. V. W. Brooks, 1972; А. Janov, 2000; А. Lowen, 1971, 1995; Van den Berg, 1962; G. Weiss, 1999; S. D. Wooten, 1995) требует конкретизации его методологических границ. Это позволит обосновать целесообразность и адекватность используемых нами методов психологической работы с акцентуированными подростками.
В отечественной философско-психологической традиции, выступавшей с позиций материалистического монизма, человек и его сущность рассматриваются как целостное образование [103]. В этой связи актуальной задачей теоретико-методологического осмысления сущности и природы личности человека становится анализ форм и способов ее выражения в поведении. Особую роль здесь приобретает феномен телесности. Связано это с тем, что именно телесность человека выступает тем интегративным началом, которое обеспечивает целостность переживания всего многообразия опыта, источником которого выступают феномены объективной реальности. Через телесное опосредование восприятия ребенком окружающего мира в процессе его развития возможно накопление того социального опыта, который транслируется окружающими его людьми [157; 158].
Л. В. Жаров (1988) отмечает, что телесность человека необходимо анализировать как родовую сущностную силу, как форму природного бытия человека в мире социальных взаимодействий и как субстрат его деятельности - сознательной и бессознательной [С. 4 - 5]. Закономерно, что этого можно достичь, лишь прибегая к интегративному подходу в анализе телесности человека. Исходным пунктом для нас послужит точка зрения о неразрывной связи поведенческой экспрессии личности и динамики телесных феноменов, то есть принципиальная неделимость, интегрированность и целостность личности с точки зрения ее индивидных свойств [79].
Смысловое насыщение термина "телесность" необходимо отличать от смысла терминов "тело", "организм", "плоть" и т.п. Последние применяются в естествознании и медицине для обозначения физического бытия человека во внешних и внутренних формах, выступая в оппозиции понятиям "дух", "психика". Телесность же связана с бытием человека (как телесной сущности) в мире, с его "погруженностью" в культуру, в социальные отношения и деятельность через телесные соотношения и аналогии.
Л. В. Жаров (1988) дает следующее определение телесности человека: "Телесность человека - это способ выражения его социальной сущностной характеристики, связанной с природной формой его бытия и телесной организацией как субстратом деятельности в мире общественных отношений" [С. 5]. Из определения видно, что природа человеческой телесности погранична и двойственна - в ней объединены в равной мере как биологические, так и социальные качества.
Телесность человека имеет в своей основе индивидные свойства человека. К таким свойствам могут быть отнесены: соматическая конституция человека, свойства нервной системы и тип темперамента, биологические потребности, аффективность, природные задатки, сформированные умения и навыки. Однако, в отличие от большинства указанных здесь свойств индивида, телесность не является врожденной характеристикой человека. По мере развития сознания ребенок присваивает те оценки, которые дают ему взрослые, и воспринимает собственные импульсы, идущие от тела. Информация, почерпнутая из восприятия внешних оценок и внутренних переживаний, является источником формирования телесности. Исходя из этого, можно говорить о том, что формирование ее отличительных черт "есть продукт интеграции процессов, осущест