РАЗДЕЛ 2
ПРОЕКТНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ ДИЗАЙНЕРА
И СРЕДСТВА ЕГО АКТИВИЗАЦИИ
2.1. Методология исследования и основные теоретические подходы к анализу проблемы проектного образа в дизайне
Методология исследования базируется на фундаментальных работах В.Сидоренко [138], О.Генисаретского [39], А.Раппопорта [127], Дж.Джонса [61]. Общетеоретической базой работы стали труды К.Кантора [73], В.Библера [14], В.Розина [131], Г.Щедровицкого [185], В.Дубровского [63], Э.Григорьева [47], А.Иконникова [70], В.Аронова [11], С.Хан-Магомедова [171], Г.Альтшуллера [5], В.Рунге [134], Л.Выготского [35]. Осмысление различных аспектов особенности формирования проектно-образного мышления дизайнера на уровне искусствоведческого анализа наиболее емко и содержательно. В качестве концептуального образа проектно-образного мышления дизайнера выступают различные теоретические конструкции, являющиеся результатом интеллектуальной рефлексии в отношении сущности как процесса мыслительной деятельности, существующего в идеальной форме само по себе, так и реальной форме, то есть во взаимосвязи с объективными особенностями современного этапа развития проектной культуры.
Методология исследования проблем проектно-образного мышления в современной теории дизайна определяется многими факторами. Но в контексте настоящего исследования основное внимание в данной работе обращено на такие ключевые аспекты, как многогранность и сложность процесса мыследеятельности, осуществляемого как на уровне эстетической рефлексии, так и в контексте практической деятельности дизайнера.
Существенное влияние на формирование методологии исследования оказали теоретические работы О.Генисаретского [39] и В.Сидоренко [138]. О.Генисаретский рассматривает проектную культуру как реальность проектируемой среды обитания, концепцию, определяющую направленность проектных усилий, и систему ценностей, идеал, питающий самосознание дизайнерского общества, его творческий жест в отношении к жизни, методологическом прогнозировании нового, предожидаемого состояния дизайна, о новом облике дизайнера с "новым мышлением". В.Сидоренко акцентирует внимание на значении "проблематизирующего" проектирования, об основном методе дизайна - проблематизации нового образа мира, новой концепции, а также о свободе проектного творчества. Он также подчеркивает, что из проектного творчества не устранима личность, осуществляющая выбор между гибелью и спасением человеческого в человеке. И если человек способен иметь будущее, то он должен позаботиться о развитии "некой способности опосредствованного чувствования, с помощью которой человек станет воспринимать как часть собственной жизни все то, о чем прежде мог лишь абстрактно мыслить" [138, с.21-22]. Соответственно, проектно-образное мышление должно формироваться в контексте этих положений. В.Сидоренко предлагает так называемый феноменологический метод исследования проектного творчества, на котором, согласно его позиции, основывается изучение особенностей проектно-образного мышления дизайнера.
С учетом междисциплинарного характера в работе применялись различные методы исследования. При рассмотрении специальной литературы был использован системный подход, который обеспечивает методологическую ориентацию исследования, основанную на рассмотрении заданных объектов изучения, взаимосвязанных между собой, и, таким образом, образующих целостную систему научных представлений. Системный подход позволил уточнить постановку вопроса о значении и сущности современного научного знания об особенностях мышления дизайнера и решаемых с его помощью актуальных проблем в теории и практике дизайна. Этот метод использован также для выявления и анализа основных характерных структурных составляющих мышления в проектно-художественной деятельности.
При рассмотрении специфики формирования профессионального мышления дизайнера в высших школах дизайна использовался метод абстрагирования, предполагающий отвлечение от конкретики данного объекта и акцентирование внимания на качествах, которые являются существенными для данной работы. В процессе анализа исторического материала, касающегося проблем формирования проектно-образного мышления на основных этапах становления и развития дизайн-деятельности, применялись методы систематизации, а также ретроспективного анализа и обобщения. Метод экстраполяции был использован для переосмысления и оценки фундаментальных и эвристических средств активизации проектно-образного мышления дизайнера в условиях современных, существенно возросших требований к подготовке специалиста. В системе перечисленных теоретических методов выделен более эмпирический по сути метод проектно-экспериментального моделирования, использовавшийся при разработке учебно-методических средств активизации проектно-образного мышления дизайнера.
С учетом особенности исследования, специально выделено то, что дизайн, в соответствии со своей спецификой, непосредственно связан с искусством, поэтому в профессиональной терминологии словосочетание "художественный образ" используется также часто, как и "проектный образ". Нередко эти понятия выступают синонимами, хотя наряду с общими компонентами каждое из них имеет свои специфические особенности. Поэтому первоначально целесообразно проанализировать понятие "художественный образ".
Художественный образ рассматривали такие авторы, как П.Флоренкий [167], [168], Г.Ермаш [64], А.Потебня [115], С.Раппопорт [128], [129], а в контексте исследования особенностей проектно-образного мышления дизайнера его анализировали такие авторы, как Г.Демосфенова [59], [60], Л.Дорогова [62], А.Иконников [70], В.Плышевский [113], Я.Пундик [124], В.Сидоренко [140], О.Хмелевский [179], О.Чернышев [180].
Дизайнер в своей работе активно использует два основных и наиболее мощных канала связи человека с окружающей средой: визуальный и моторно-тактильный. На это указывает дизайнер-педагог О.Чернышев [180]. Дизайн, по мнению этого автора, - это особый вид проектной и художественно-практической деятельности. Художественный
- Киев+380960830922