ГЛАВА ІІ. Мифопоэтическая семантика в поэтическом дискурсе
А. Тарковского ................................................................. 54
2.1. Синтагматический аспект исследования
мифопоэтической семантики ............................................. 54
2.2. Функции субъекта поэтического дискурса
в модели мифопоэтического мира ...................................... 85
2.3. Проблема отношения субъекта мифопоэтического
мира к Слову ................................................................ 115
ВЫВОДЫ .................................................................................. 141
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................... 147
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................. 158
ВВЕДЕНИЕ
Теоретическое и практическое исследование и описание языковых и речевых единиц, фрагментов дискурса, текстов связано с разработкой методов и частных методик истолкования значения языковых единиц, в том числе в реальном их употреблении, и семантики (как смысла, плана содержания) контекстов, речевых произведений, дискурса, текста в ее обусловленности языковой семантикой и семантикой культуры. Изучение семантики поэтического текста предполагает его рассмотрение в аспекте лингвокультурологии и семиотики культуры, так как для его истолкования может оказаться недостаточным применение данных только языковой семантики. Среди привлекаемых к анализу художественного (поэтического) текста данных лингвокультурологии и семиотики культуры особое место принадлежит семантике мифа, поскольку в течение всего ХХ столетия именно мифологическая (или, иначе говоря, мифопоэтическая) семантика активно использовалась в творчестве различных авторов, привлекалась как источник смыслового обогащения поэтического текста. При этом возникают особые семантические эффекты, семантика контекста, текста, дискурса усложняется. Кроме того, актуализация мифологической семантики приводит к возникновению семантических аномалий.
Внимание к мифопоэтическому коду художественного текста обусловлено большим количеством исторической и культурной информации, которая заложена в мифах, архетипах, символах и в большей или меньшей степени отражается в семантике практически любого текста. Однако механизмы ввода и передачи этой информации при реализации авторских моделей мира в художественном тексте остаются недостаточно изученными.
Мифопоэтический аспект семантики текста - это, прежде всего, архетипическое и символическое в семантике произведения и его составляющих: композиции, сюжета, образов, т. е. это один из самых глубоких уровней семантики художественного текста, на котором прослеживается его связь не только с близкими ему явлениями литературного ряда, но также и отдельные связи с мифологией, произведениями религиозной и философской мысли и шире - с контекстом всей мировой культуры.
Реконструкция мифопоэтического слоя поэтического текста предполагает не только нахождение в тексте мифологических соответствий, но и рассмотрение созданного в тексте авторского поэтического мира в данном аспекте, т. е. под углом зрения соответствия его организации закономерностям строения мифологической модели мира.
Актуальность темы предлагаемого диссертационного исследования обусловлена тем, что остается недостаточно разработанной теоретическая проблематика лингвистического исследования мифопоэтической семантики в художественном тексте. Творчество А. Тарковского не исследовалось с точки зрения мифопоэтической семантики. В то же время поэтические тексты А. Тарковского представляют собой один из наиболее ярких и показательных образцов реализации мифопоэтической семантики в поэтической речи - в поэтическом дискурсе. С одной стороны, они представляют интерес в плане анализа и описания под избранным углом зрения как одно из явлений истории поэтической речи ХХ века. При этом без учета мифопоэтического аспекта семантики, на наш взгляд, описать поэтический дискурс А. Тарковского представляется невозможным. С другой стороны, как яркий образец актуализации мифопоэтической семантики тексты А. Тарковского представляют интерес для разработки на их материале теоретического подхода к исследованию мифопоэтической семантики.
В качестве объекта исследования выступают лирические тексты А. Тарковского. Выбор данного жанра обусловлен тем, что лирический текст является небольшим по объему законченным произведением, которое выступает особой формой концентрированного отражения модели мира поэта.
Предметом исследования являются семантические аномалии мифопоэтического характера в лирических текстах А. Тарковского, в которых проявляется специфика авторского поэтического мира.
Исследование проводится в соответствии с подходами, которые разработаны в когнитивной лингвистике и лингвокультурологии.
Цель диссертационного исследования: разработать лингвистически содержательный подход к изучению мифопоэтической семантики, позволяющий эффективно толковать поэтический текст, в котором присутствуют знаки, мотивы, ситуативные единицы и сценарные комплексы, модели мифологического характера и происхождения, и на его основе описать мифопоэтический мир А. Тарковского.
В диссертации решаются следующие задачи.
1. Установить и обосновать связь мифопоэтической семантики как проекции в поэтическом тексте символов, образов, мотивов традиционной мифологии и мифологической модели мира с важнейшими семантическими характеристиками поэтической речи.
2. Теоретически разработать проблему мифопоэтической семантической аномалии как фрагмента поэтического дискурса, не поддающегося осмысленному истолкованию без привлечения данных о символике, топике мифа и о мифологической модели мира.
3. Разработать подход к истолкованию поэтических текстов А. Тарковского, содержащих мифопоэтические аномалии, на основе описания авторской мифопоэтической модели.
4. Охарактеризовать авторскую мифологему ПОЭТ как единицу мифопоэтической семант