Вы здесь

Психологічні функції ненормативних мовленнєвих конструктів у комунікативній поведінці особистості.

Автор: 
Панова Наталя Юріївна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2005
Артикул:
0405U003619
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ГЛАВА ІІ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КОММУНИКАТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ

2.1. Генезис ненормативных лексических словообразовательных моделей в коммуникативном поведении молодежи.

Поставленная в данном исследовании проблема является одной из наиболее важных и сложных, которая требует поиска решения на междисциплинарном уровне (в частности на уровне этики, философии, культурологии, лингвистики, психологии и педагогики).
Предпринятый нами в предыдущей главе теоретический анализ исследуемой проблемы позволил выявить недостаточную разработанность ряда ее аспектов. В частности до настоящего времени в психологии, в частности в социальной психологии открытым остается вопрос о психологических функциях ненормативных речевых конструктов в коммуникативном поведении. В связи с этим вызывает интерес функциональная специфика применения ненормативной лексики представителями социальных групп с различным статусом, уровнем общей культуры, образования, материального благосостояния, идеологических ориентиров, социально-демографических различий.
Приведенные выше аспекты и составили предмет нашего исследования - ненормативные речевые конструкты в коммуникативном поведении учащейся и студенческой молодежи.
Предположение состояло в том, что принадлежность к социальной группе с определенным внешним социальным статусом, а также наличие различий демографических, социальных, внутригрупповых, статусно-ролевых характеристик личности детерминирует специфику психологических функций использования ненормативных речевых конструктов в коммуникативнолм поведении личности.
В соответствии с целью данного иссследования были поставлены следующие задачи:
- Провести эмпирическое исследование особенностей и содержания психологических функций, а также особенностей проявления ненормативных речевых конструктов в коммуникативном поведении учащейся молодежи.
- Определить основные психологические функции и социально-психологические особенности проявления ненормативной лексики, а также отношение к ней людей с разным социальным статусом и внутригрупповой статусно-ролевой позицией.
- Определить степень влияния социокультурного уровня группы и ценностей отдельной личности на особенности ее речевого поведения в группе.
- Изучить влияние социально-ролевой позиции индивида и группы на динамику самооценки учащейся молодежи, а также на функциональные особенности использования ими ненормативных речевых конструктов.
Экспериментальной базой нашего исследования выступили учащиеся машиностроительного профессионального лицея и студенты государственного педагогического университета.
В ходе пилотажного исследования мы уточнили и конкретизировали программу данного социально-психологического исследования, определили направления, принципы организации, методы и этапы основного исследования, а так же установили характер и объем исследуемой выборки. Выборка формировалась случайным порядком. Особенно следует отметить, что выбирались именно группы, так как мы изучали зависимость инвективного поведения от внутригруппового статуса.
Выше мы отмечали различие двух теоретических подходов, указали факторы формирования личности: наследственности и среды, подчеркнув влияние среды на поведение индивида, в том числе и на речевое.
Основная часть исследования проводилась в трех группах учащихся І-ІІ курсов Бердянского машиностроительного профессионального лицея, обучающихся по специальностям: бухгалтер, газоэлектросварщик, оператор компьютерного набора. Всего принимали участие 115 учащихся системы профессионально-технического образования. Исследование также проводилось в Бердянском государственном педагогическом университете на индустриально-экономическом факультете в трех группах студентов I-II курсов, обучающихся по специальностям: механизация сельского хозяйства, компьютерные технологии. Всего в исследовании приняло участие 120 студентов.
Следует отметить, что студенты и учащиеся (юноши и девушки) принадлежали к одной возрастной группе. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе приобретает ряд новых качеств. Основная мотивация - выбор профессии. Перед учащейся молодежью стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.
Такой подбор испытуемых был сделан намеренно, он осуществлялся с учетом социального статуса исследуемых. Выбранные группы студентов университета традиционно воспринимаются как высокостатусные, престижные. Это объясняется тем, что университет - единственное государственное высшее учебное заведение в городе со своей долгой историей и замечательными традициями.
Учащиеся лицея (ранее - ПТУ №19) традиционно, к сожалению, в общественным мнением оцениваются как принадлежащие к низкостатусным, малопрестижным группам. В предварительных экспертных оценках имели место суждения, что в ПТУ учатся лица социально и педагогически запущенные, с низким интеллектуальным уровнем и преимущественно девиантным поведением, а также дети из проблемных семей. Экспертами выступали педагоги со стажем не менее 3 лет.
Отметим, что содержание основной деятельности испытуемых различно. Так, у студентов университета деятельность имеет гуманитарную направленность: в будущем они становятся высококвалифицированными специалистами, учителями, инженерами, экономистами, имеют перспективу занять руководящие посты и соответственное положение в обществе.
Содержание будущей деятельности учащихся лицея имеет производственную направленность. Социальные ожидания в отношении будущего предполагают возможность стать высококвалифицированными специалистами рабочих специальностей газоэлектросварщика, слесаря по ремонту автомобилей, бухгалтера, оператора компьютерного набора. Однако, учитывая существующие в обществе предубеждения, можно предположить, что социальный статус в их сознании ниже, чем у студентов в силу маловероятной возм