РАЗДЕЛ 2
РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ СРЕДНЕГО РЕМОНТА
СОВРЕМЕННЫХ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ВООРУЖЕНИЯ
ПРИ НЕОБЕСЦЕНИВАЮЩИХ ОТКАЗАХ
Своевременность выполнения ремонтных работ, а также время ремонта (нахождение в небоеготовном состоянии) блоков, субблоков, узлов (СЧ) в ВРО в значительной степени зависит от характеристик и способов организации процесса проведения СР, а именно от его основных этапов: оценки технического состояния (дефектации), ремонта, настройки и испытаний (прогона) На процесс проведения СР в ВРО оказывает влияние большое количество дестабилизирующих факторов, которые могут вызвать задержку (простой) при выполнении поставленной задачи. Учет этих факторов при разработке математических моделей процесса проведения СР современных РЭСВ и их СЧ в ВРО позволит приблизить эти модели к реальным исследуемым процессам СР и обосновать практические рекомендации по повышению их эффективности. Выполнение СР в ВРО в настоящее время вызывает определенные трудности, обусловленные недостатками организации этого процесса в войсках, основными из которых являются: отсутствие необходимой материально-технической базы и квалифицированных специалистов, недостаточная отработка нормативно-технической документации по регламентации проведения СР современных РЭСВ в войсках. Следствием этого являются большие временные и финансовые потери, обусловленные ошибочной и недостоверной оценкой технического состояния, необоснованно завышенными объемами обязательных работ, повышенным расходом материалов, хранением большого количества запасных СЧ, неверным расчетом потребности в силах и средствах, а также длительными простоями РЭСВ в ожидании ремонта или отправки в войска [5-15].
Анализ показал, что для устранения указанных недостатков и повышения эффективности процесса проведения СР в ВРО целесообразно процесс проведения СР современных и перспективных РЭСВ в ВРО представить в виде выполнения трех последовательных фаз: фазы дефектации (ФД), ремонтной фазы (РФ), фазы настройки и испытаний (прогона) (ФНИ) с последовательным или параллельным прохождением современными РЭСВ и их СЧ всех технологических операций СР [33, 100-104].
В данном разделе предлагается формализованная схема процесса проведения СР современных РЭСВ в ВРО, а также разрабатываются математические модели процесса выполнения отдельными фазами стоящих перед ними задач и всего процесса проведения СР в целом при учете дестабилизирующих факторов, не обесценивающих выполненную ранее работу.
В качестве показателей эффективности процесса проведения СР выбраны вероятность выполнения соответствующей фазой своей задачи за допустимое время и вероятность срыва процесса проведения СР за допустимое время [50, 105].
2.1. Предложения по усовершенствованию процесса проведения среднего ремонта без обесценивания выполненной ранее работы
В данном подразделе формулируются предложения по усовершенствованию существующего процесса проведения СР современных РЭСВ в ВРО, а также описан предлагаемый процесс проведения СР таких РЭСВ и его составных частей - отдельных этапов СР современных РЭСВ в ВРО с учетом дестабилизирующих факторов, необесценивающих выполненную ранее работу.
Как уже отмечалось в разд. 1, процессу проведения СР в ВРО присущ ряд недостатков:
- нерациональное использование подготовительного этапа;
- обезличенность при разборке и дефектации РЭСВ (независимо от технического состояния РЭСВ все СЧ подвергаются разборке и дефектации согласно определенной технологии ремонта);
- завышенные объемы разборки (четкое выполнение нескорректированного перечня обязательных работ по разборке объекта ремонта может повлечь за собой возрастание объема материально-трудовых затрат, возрастет на 10-20 %), а это в свою очередь увеличивает возможность повреждения деталей и их последующий износ, сокращает срок службы;
- излишне выполняемый объем обязательных ремонтных работ, которые не соответствуют реальному техническому состоянию РЭСВ, приводит к недоиспользованию ресурса ремонтируемых СЧ, перерасходу ЗИП и материалов, а также временным и материальным затратам.
Устранить указанные выше недостатки, а также снизить негативное влияние простоев и тем самым увеличить вероятность выполнения задачи по проведению СР за допустимое время предлагается путем усовершенствования процесса проведения СР РЭСВ за счет:
- проведения на местах эксплуатации РЭСВ, планируемых к отправке в ремонт, обоснованной и углубленной экспертизы (проверки) их технического состояния силами ВРО с привлечением высококвалифицированных специалистов ремонтных предприятий Министерства обороны Украины;
- организации в частях автоматизированной системы сбора и передачи информации о техническом состоянии РЭСВ с последующим анализом этой информации и принятия решения о моменте начала СР и объема его проведения;
- проведения разборки РЭСВ только в соответствии с оценками и выводами проведенной ранее экспертизы (проверки);
- проведения визуально-оптической и инструментальной дефектации лишь тех СЧ, которые поступают в СР;
- определения объема обязательных работ в соответствии с разборкой и дефектацией;
- применения высокоэффективной системы контроля соблюдения технологии и качества проведения СР РЭСВ;
- учета резерва времени при проведении СР с целью обеспечения нормального процесса проведения СР в ВРО в условиях воздействия на него дестабилизирующих факторов.
Целесообразным представляется в усовершенствованную схему процесса проведения СР включить такие мероприятия:
1. До проведения СР проводить экспертизу РЭСВ на основе анализа статистики отказов отдельных СЧ (привлечения высококвалифицированных специалистов ремонтных предприятий МОУ, создания и разработки автоматизированных систем сбора и анализа отказов СЧ современных РЭСВ, разработки и составления методик определения ТС, а также момента вывода РЭСВ на СР). Целью этого мероприятия будет являться определение рационального момента с