Вы здесь

Електоральна культура населення України в умовах трансформації суспільства.

Автор: 
Ідрісов Бахтійор
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2006
Артикул:
0406U000695
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ
ОБЩЕСТВА
2.1 Политические процессы в обществе и формирование электоральной культуры
населения Украины
Политические процессы, происходящие в рамках движения к новой конфигурации
политической системы общества, очередной раз свидетельствуют об актуальности
проблемы формирования политической культуры общества в целом и электоральной
культуры населения Украины в частности.
На приведенных нами выше показателях электоральной культуры — электоральной
активности, включая активность в период предвыборной кампании, определенности и
мотивированности электоральных позиций (электоральная самоидентификация),
устойчивости электорального выбора, собственно, и будет отражаться содержание и
характер воздействия макро– и микросоциальных факторов, воздействующих на
процесс ее формирования.
В связи с этим нам представляется весьма плодотворной формулировка А.И.
Соловьева, в соответствии с которой именно избирательный процесс представляет
собой интегральную категорию, при помощи которой дается общая характеристика
всего комплекса разворачивающихся в стране политических событий, связанных с
выборами. В ходе избирательного процесса реализуются нормы электорального
законодательства, политические структуры и культурные ценности, политическое
поведение групп и индивидов, пытающихся удовлетворить свои потребности во
власти, установки, принципы, идеалы и т.д. [21]1
[1) [21] Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические
технологии. — М.: Аспект Пресс, 2000. — C. 533–534.]).
Итак, какие факторы мы можем квалифицировать как факторы влияния на
формирование электоральной культуры граждан Украины? Их можно объединить в
несколько групп, по-разному воздействующих на сознание людей.
Во-первых, это группа факторов социокультурного характера, обусловливающих
включение данного вида социально значимой деятельности в систему ценностей,
характерных для конкретного общества и передающихся из поколения в поколение в
виде принятых норм поведения.
Нужно сказать, что осознание людьми сущности общественных отношений, своего
места и роли в них находит воплощение, прежде всего, в понятиях общественного и
индивидуального сознания. Общественное сознание — это коллективный ум народа,
его духовное состояние и ценность, целостность духовной жизни, определяемая
общественным бытием. Индивидуальное сознание преломляет этот опыт на основе
двух взаимосвязанных компонент — индивидуальных особенностей личности и ее
социальных особенностей, формируемых под влиянием реального социального
статуса,
В конечном счете, несмотря на различие подходов, изложенных в работах,
написанных в разное время и, следовательно, в разных исторических условиях,
можно утверждать, что их авторы так или иначе подразумевали, что в социальном
плане общественное и индивидуальное сознание проявляются, прежде всего, через
определенные виды деятельности групп людей. Видовую принадлежность этой
деятельности применительно к объекту и предмету настоящего диссертационного
исследования можно определить как деятельность электоральную.
Итак, социокультурный аспект электоральной деятельности испытывает своеобразное
давление совокупного социального опыта участия населения в выборах, имеющего в
Украине, с одной стороны, глубокие исторические корни, а с другой — носящего
крайне противоречивый характер.
Анализ исторических корней украинского парламентаризма осуществляли многие
исследователи, начиная с поисков мировоззренческой роли украинских исторических
традиций Тараса Шевченко, Михаила Грушевского, Вячеслава Липинского, Дмитрия
Донцова и многих других классиков украинской социально-политической мысли, к
какому бы идеологическому течению они не принадлежали.
Однако с позиций нашего исследования представляется возможным ограничиться
ссылками на исторический экскурс, осуществленный Н.В. Томенко [88].
Так, автор касается двух, важных сегодня, вопросов — исторических корней формы
правления в Украине и истории украинского парламентаризма. Еще в первой
Конституции (в современном понимании) Филиппа Орлика от 5 апреля 1710 года
«Пакты и Конституция законов и вольностей Войска Запорожского», принятой в
результате договора между новоизбранным гетманом и Войском Запорожским,
заложена идея не только свободных выборов Гетмана, но и принцип распределения
власти. Краеугольные вопросы решает Генеральная Рада, которая собирается трижды
в год и формируется «из полковников с своими урядниками и сотниками, не только
Генеральных Советников от всех полков, но и послов от Низового Войска
Запорожского для слушания и обсуждения дел, чтобы принять активное участие, ни
под каким поводом не уклониться от назначенного времени». В перерывах между
заседаниями Генеральной Рады гетман должен был заниматься текущими делами
государства, совещаясь при этом перед принятием важных решений с Генеральной
Старшиной. Таким образом, общие принципы Конституции Филиппа Орлика закладывали
модель, очень близкую к будущей президентской республике.
Национально-демократическое движение в Украине на рубеже ХІХ–ХХ столетий было
представлено двумя направлениями: федералистским и «самостийницким». Первое
направление отождествлялось с Михаилом Грушевским и его последователями, второе
— с проектом основного закона «Самостийной Украины», опубликованного в 1905
году в журнале Украинской народной партии «Самостийна Украина». В документе
предлагалось создать президентскую республику, где законодательную власть
представляют две «хаты» — Рада представителей и Сенат. Исполнительную власть
осуществляет президент Всеукраинского Союза, который и