Вы здесь

Формування цінової політики підприємств роздрібної торгівлі

Автор: 
Філіпішина Лілія Михайлівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2006
Артикул:
3406U001976
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
Анализ и оценка эффективности ценовой политики предприятий розничной торговли
Украины
2.1. Современные особенности функционирования предприятий розничной
непродовольственной торговли
Сложности современного этапа развития отечественных предприятий обусловлены во
многом реформированием хозяйственных процессов и отношений, вызванным
необходимостью построения нового рыночного механизма и его адаптации к
особенностям национальным экономики [22; 31; 33; 35; 46]. Для успешной
деятельности на потребительском рынке торговым предприятиям необходимо
проводить эффективную ценовую политику, сущность и основные направления которой
рассмотрены в теоретическом разделе данной работы. Цены и механизм
ценообразования являются важнейшим элементом любой экономической системы. Но
только в условиях свободной конкуренции, присущей рыночной системе
хозяйствования цены приобретают первостепенную значимость. Поскольку именно от
цены зависит жизнеспособность, то есть поддержания необходимого уровня
конкурентоспособности, и финансовая независимость предприятия. Важным условием
жизнедеятельности предприятий в рыночной среде является правильная оценка всех
условий и возможностей хозяйствующего субъекта в определении цен на реализуемые
товары, продукцию, услуги.
Следует отметить, что торговля имеет свои особенности в ценообразовании
отличные от производящих отраслей, что связано с самой сущностью данной
отрасли. В торговле отсутствует процесс производства, и, следовательно,
отсутствуют соответствующие затраты.
Учитывая направленность нашей диссертационной работы, а именно изучение ценовой
политики предприятий торговли и экономическое обоснование ее эффективности,
акцентируем внимание на особенностях торговли как отрасли хозяйственного
комплекса.
Торговля, как отрасль хозяйственного комплекса, характеризуется с одной стороны
обособленностью сферы обращения товаров народного потребления, а с другой –
многогранностью связей с производителями и потребителями товаров [60; 87]. Она
выполняет посреднические функции и является сферой реализации экономических
интересов потребителей и производителей товаров. Фактически это наиболее
значимая форма рынка товаров народного потребления. Самостоятельность торговли,
как отрасли, обусловлена наличием обособленных основных фондов и оборотных
средств, специально подготовленной рабочей силой. К основным функциям торговли
можно отнести смену форм стоимости, движение потребительных стоимостей,
реализацию прибавочного продукта, созданного в производстве, накопление
денежных средств, удовлетворение потребностей населения. Как посредник,
торговля осуществляет: закупку товара; его транспортировку к месту продажи;
преобразование промышленного ассортимента в торговый; хранение товара;
подготовку его к продаже; реализацию; оказание внереализационных услуг.
Реализация в торговле связана со сменой форм стоимости, следовательно, понятие
“торговля” охватывает процесс купли-продажи, это основная отличительная черта,
характерная только для торговли. Совокупность функций, выполняемых торговлей,
можно разделить на две группы: экономические и социальные. Так, реализуя
экономические функции, которые подразделяют на производственные и
непроизводственные, торговля способствует образованию финансовых ресурсов
других отраслей хозяйственного комплекса; обеспечивает поступление наличных
денежных средств в банке страны. Таким образом, от эффективности деятельности
торговли зависит финансовое состояние всего народнохозяйственного комплекса.
Выполняя дополнительные функции, торговля создает около 15% национального
дохода государства. Социальные же функции - ориентированы на удовлетворение
потребностей населения, создание комфортных условий для потребителя [1; 40; 63;
70; 74; 97; 107; 114; 124].
Экономические преобразования, происходящие в Украине, повлияли на изменение
статуса торговых предприятий. Предприятие является самостоятельным
хозяйствующим субъектом, который имеет права юридического лица и осуществляет
торговую, производственную, научно-исследовательскую и коммерческую
деятельность с целью получения прибыли. Законодательная база, регулирующая
деятельность торговых предприятий, в последнее время существенно расширила их
права [28; 38-41] В современных экономических условиях предприятие
самостоятельно планирует свою финансово-хозяйственную деятельность и определяет
ее перспективы, исходя из спроса, сформированного на рынке, степени развития
конкуренции и доступности, необходимых для осуществления деятельности,
ресурсов; определяет численность и структуру персонала; выбирает формы и
системы оплаты труда; осуществляет реализацию своей продукции (работ, услуг)
как на основе прямых соглашений, так и через товарные биржи, другие
посреднические организации; занимается внешнеэкономической деятельностью;
проводит операции с ценными бумагами, а кроме того устанавливает цены на все
виды реализуемой продукции, товаров и услуг.
Переход Украины к рыночным отношениям непосредственно отражается на развитии
торговли в целом и торгового предприятия в частности. Экономический кризис,
разразившийся в Украине в начале 90-х годов прошлого века, спровоцировал
появление массовой неплатежеспособности, снижение уровня жизни населения,
бурное развитие теневого сектора в экономике и т.д., что оказало негативное
влияние на функционирование и развитие торговли. Предприятия торговли,
оказавшись на грани разорения, пытались выжить любым путем, в основном за счет
доходов от неторговой деятельности – предоставления площад