РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Методы исследования
В процессе проведенных исследований нами использованы следующие методы:
2.1.1. Анализ и обобщение данных научной, специальной литературы.
2.1.2. Опрос и анкетирование тренеров, спортсменок.
2.1.3. Педагогическое тестирование
2.1.4. Физиологические методы исследования (измерение базальной температуры,
определение гормональной эстрогенной насыщенности организма по феномену
«папоротника», пульсометрия спирометрия, газоанализ ).
2.1.5. Биохимические методы исследования - определение содержания в крови
глюкозы, лактата, количества эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов,
гемоглобина.
Методы математической статистики.
2.1.1. Анализ научной, специальной литературы
Анализ научной литературы позволил обобщить и использовать в работе современные
представления о характере и эффективности процесса подготовки
женщин-спортсменок в современном спорте высших достижений, об использовании
средств и методов контроля в
тренировочном процессе. Эта цель реализуется путём решения многочисленных
частных задач, но с обязательным учётом биологических особенностей женского
организма. Так, авторами Л.Г.Шахлиной (1984-2005), А.Р. Радзиевским
(1977-1993), З.Р. Яценко (1984), Т.П.Степановой (1993), С.В. Калиткой (2001), и
др. установлено, что изменения гормонального статуса на протяжении МЦ приводят
к сложной перестройке нейрогормональной регуляции, что сопровождается
изменениями дыхания, кровообращения, дыхательной функции крови, скорости
транспорта и утилизации кислорода, что во многом определяет работоспособность
спортсменок [157, 163].
2.1.2. Опрос и анкетирование тренеров, спортсменок
Опрос тренеров по спортивному командному фитнесу, обеспечивающих подготовку
ведущих спортсменок Украины, был направлен на определение специфики спортивной
тренировки, учет биологической особенности женского организма, на использование
средств и методов комплексной оценки подготовленности спортсменок, которые
занимаются этим видом спорта.
Для определения гинекологического статуса спортсменок использовали стандартную
анкету, разработанную Н.В. Свечниковой в модификации Л.Г. Шахлиной [163]
(Приложение 1). Всего опрошено 87 спортсменок, специализирующихся в спортивном
командном фитнесе, из них 30 Мастеров спорта Украины, 49 – кандидатов в мастера
спорта Украины и 8 спортсменок 1 спортивного разряда. Данные анкетирования
позволили получить информацию
- о функциональном состоянии спортсменок в менструальную и предменструальную
фазы цикла;
- о субъективной оценке спортивного результата в менструальную фазу в
спортивном командном фитнесе.
- о влиянии занятий спортивным фитнесом на состояние здоровья, в частности на
менструальную функцию спортсменок.
2.1.3. Педагогическое тестирование
Педагогическое тестирование было направлено на изучение проявления
скоростно-силовых качеств и специальной выносливости в разные фазы МЦ для
последующего обоснования планирования тренировочного процесса, направленного на
развитие у спортсменок этих физических качеств, необходимых для достижения
высоких спортивных результатов в данном виде спорта. Педагогическое
тестирование спортсменок проводили в каждую фазу МЦ. Тесты для определения
скоростно - силовых возможностей спортсменок были представлены элементами
композиций спортивного командного фитнеса. Подбор элементов и темп их
выполнения соответствовал уровню подготовленности спортсменок. Спортсменки
выполняли:
- восхождение в течение 15 с на степ платформу высотой 20 см, в максимальном
темпе с регистрацией количества восхождений (степ-шаг является основным
элементом при построении композиции на степ-платформах);
- амплитудные махи (батманы) вперёд в максимальном темпе при прохождении
дистанции 15 м. При этом фиксировали время выполнения задания, а также скорость
восстановления после нагрузки по частоте сердечных сокращений (батманы -
обязательный элемент при построении композиции в базовой аэробике).
Для оценки специальной выносливости спортсменки выполняли: - сдвоенный прогон
соревновательной композиции продолжительностью 2 мин с интервалом отдыха 30 с.
Качество выполнения контрольного упражнения оценивали по 10 - бальной системе;
- максимальное количество прыжков через скакалку в течение 1 мин с
автоматической регистрацией их количества.
2.1.4. Физиологические методы исследований
1. Для характеристики функциональных возможностей организма спортсменок в
состоянии покоя и после выполнения предлагаемой стандартной нагрузки нами были
использованы следующие физиологические методы:
- определение ЧСС с помощью монитора сердечного ритма «Polar – favor».
- оценка состояния функции системы дыхания спортсменок по минутному объёму
дыхания (МОД), частоте дыхания (ЧД) (визуально). Объём выдыхаемого воздуха
определялся с помощью газового счётчика “Volumetеr” (Германия).
- газовый анализ выдыхаемого воздуха проведен с помощью газоанализатора
“Spirolyt-2” (Германия). Об эффективности и экономичности дыхания судили по
величине вентиляционного эквивалента (ВЭ), кислородного эффекта дыхательного
цикла (ORC). Все дыхательные объёмы приводились к условиям ВТРS, а потребление
кислорода рассчитывали с приведением к стандартным условиям STPD.
2. Определение фаз менструального цикла
Фазы менструального цикла определяли по общепринятой методике - ежедневное
измерение базальной температуры на протяжении трёх менструальных циклов и
параллельное ежедневное лабораторное
исследованиям слизи из полости носа - феномен «папоротника» - для