ГЛАВА 2
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ
СТУДЕНТОВ
2.1. Обоснование психодиагностической модели исследования
2.1.1.Психосемантический подход в исследовании ценностно-смысловой сферы.
Мы исходим из рассмотрения системы профессионального становления как сложного
многопланового и многоуровневого образования, которое на этапе обучения
формирует готовность субъекта к профессиональному труду. Смысловая регуляция
деятельности характеризуется индивидуальной вариативностью и изменяется на
протяжении онтогенеза. Смысловая реальность обнаруживает себя в разных формах,
поэтому для ее эмпирического исследования требуется комплексная стратегия,
применение разных подходов и методов.
В соответствии с целью и задачами исследования нами был подобран методический
аппарат, позволяющий выделить конкретные показатели строения и функционирования
ценностно-смысловой сферы студентов-психологов и обсудить, насколько
диагностируемые различия смысловой регуляции связаны с этапами профессиональной
подготовки.
При выборе основного метода исследования мы исходили: во-первых, из
необходимости реализации единства структурного и генетического подходов,
во-вторых, из необходимости учитывать место изучаемых объектов в системе
жизненных отношений испытуемых, т.е. метод должен быть, с одной стороны,
научным и объективным, с другой стороны, доступным пониманию независимо от
уровня социального и научного опыта испытуемых. Этим требованиям в полной мере
отвечает психосемантический подход, в задачу которого входит реконструкция
индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие
субъектом мира, других, самого себя.
Для нашего исследования наиболее адекватным в русле психосемантического подхода
является метод репертуарных решеток Дж. Келли, автора оригинальной теории
личностных конструктов, создавшего репертуарный ролевой тест, на основе
которого его учениками разработан общий тест личностных конструктов (ТЛК),
имеющий различные модификации. Анализ исследований с применением ТЛК, с одной
стороны, отражает эволюцию методов исследования, с другой стороны,
свидетельствует об усилении интереса к подобного рода методам. Все чаще
объектом внимания становятся когнитивные характеристики – составные элементы
так называемого стиля деятельности. Как отмечает И.Н.Козлова, познание
превращается из «объясняемой категории в «объясняющую» [95]. Метод личностных
конструктов Дж.Келли охватывает не только статику, но и динамику смысловых
образований личности, позволяет применить весь арсенал статистических методов
для анализа индивидуального сознания. Становится возможным анализ реальных
структурных компонентов субъективного семантического пространства, изучение
динамики профессионального самосознания по уровню его когнитивной сложности, в
том числе по параметрам дифференцированности, интегрированности.
Метод репертуарных решеток Дж.Келли – не тест в привычном понимании, а
экспериментальный метод, представляющий широкие возможности в исследовании
субъективных представлений, позволяющий не только классифицировать объекты
оценки или получать шкалы предпочтений, но и, реконструировав систему
субъективных шкал, понять и объяснить возникновение каждой оценки и учесть
индивидуальную точку зрения каждого эксперта.
Вопросы теории и практики использования ТЛК Дж.Келли отражены в работах
О.Н.Арестовой, Е.С.Шильштейн [12], А.А.Бодалева, В.В.Столина [175],
Ю.А.Борисова, И.А.Кудрявцева [31], И.Н.Козловой [95], В.Ф.Петренко [140, 141],
Т.К.Поддубной [145], В.И.Похилько, Е.А.Федотовой [147], Ф.Франселла,
Д.Баннистер [194, 221, 222], И.П.Шкуратовой [206], А.Т.Шмелева [207] и др.
Так, И.Н.Козлова среди наиболее перспективных областей применения ТЛК выделяет:
– случаи, когда нужно выявить признаки, релевантные пониманию испытуемым
исследуемой области явления;
– исследования индивидуальных различий в интерпретации одних и тех же объектов
разными испытуемыми, а также изучение изменений, происходящих в конструировании
событий данным испытуемым;
– использование формализованных вариантов при исследовании мышления [95].
В.Ф.Петренко одним из достоинств ТЛК считает возможность самих испытуемых
формировать содержание шкал измерений, хотя, по мнению автора, это достоинство
«оборачивается недостатком при работе с испытуемыми с низким уровнем речевого
развития, так как задача сформировать сходство и различие предполагаемых
объектов (в процедуре триадического выбора) требует определенного речевого
навыка» [140, с.71]. Кроме того, отмечается, что использование для построения
семантических пространств индивидуального набора порождаемых испытуемыми шкал
делает трудно сопоставимыми результаты отдельных испытуемых, оставляя
возможность такого сопоставления только по параметру когнитивной сложности
(числу независимых факторов семантического пространства). С другой стороны,
заданность параметров исследования (в нашем случае, использование варианта
исследования: заданные элементы, заданные конструкты) не всегда в полной мере
позволяет выйти на исследование качественных особенностей индивидуального
сознания. Поэтому рекомендуется использование компромиссного варианта процедуры
построения семантического пространства по выявленным и заданным конструктам.
В.Ф.Петренко считает, что понятие «категориальная структура индивидуального
сознания», введенное отечественными психологами, является близким понятию
«система личностных конструктов», введенному Дж.Келли, так как конструкты
определяют ту систему субъективных категорий, через призму которых субъект
осуществляет восприятие
- Киев+380960830922