Вы здесь

Система психолого-педагогічного захисту соціально занедбаних дітей і підлітків.

Автор: 
Бессонова Тетяна Іванівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2006
Артикул:
0406U002268
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ III
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
СОЦИАЛЬНО
ЗАПУЩЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В разделе проводится дальнейшее обоснование концептуальной модели
психолого-педагогической защиты через реализацию её функциональных компонентов:
профессионально-методического и практического. Излагается общая стратегия и
внутренняя логика формирующего эксперимента: 1) определение научных оснований
системы психолого-педагогической защиты социально запущенных детей и
подростков; 2) организация поэтапной психолого-педагогической защиты развития
личности ребёнка; 3) специальная психологическая подготовка специалистов к
внедрению системы психолого-педагогической защиты социально запущенных детей и
подростков; 4) разработка психологического информационно-методического
инструментария; 4) обобщение и распространение передового опыта работы
общеобразовательных и социально-педагогических учреждений, внедряющих и
развивающих систему психолого-педагогической защиты социально запущенных детей
и подростков, и поиск новых педагогических технологий; 5) диагностическое
обследование участников комплексной программы психолого-педагогической защиты и
определение её результативности
Внедрение комплексной поэтапной программы психолого-педаго- гической защиты
личности социально запущенных детей и подростков
В подразделе представлен опыт работы по внедрению комплексной поэтапной
программы психолого-педагогической защиты социально запущенных детей и
подростков как функционального механизма реализации всех компонентов системы.
Это стало основой формирующего эксперимента исследования.
В настоящее время службы социально-психологической помощи только зарождаются и
делают свои первые шаги, но уже этот первый опыт свидетельствует о безусловной
необходимости участия практических психологов в решении самых разнообразных и
сложных проблем социально запущенных детей и подростков.
Современное участие психологов, по оценке А.В.Быкова, И.В.Дубровиной,
В.Г.Панка, Т.И.Шульги [63; 103; 202; 312], сводится в работе с педагогически и
социально запущенными детьми и подростками к трём основным функциям:
диагностирование, консультирование и коррекция. Система
психолого-педагогической защиты предполагает существенное дополнение сферы
компетенции психолога, педагога и расширение функционального содержания их
деятельности в свете интегративного, междисциплинарного подходов и дальнейшей
психологизации образовательного пространства. Она регулирует процесс развития
личности ребёнка по принципам, обоснованным Л.С. Выготским: 1) принцип
социальной обусловленности развития; 2) принцип перспективы будущего; 3) прин-
цип компенсаций [79, 159].
Бесспорно, результативность работы с детьми, лишенными родительского внимания,
зависит, прежде всего, от личности самого педагога, от его профессионального
уровня, от стремления найти тот единственный ключик к сердцу ребенка, забывшего
или никогда не знавшего материнской ласки и отцовской заботы. Профессия
школьного практического психолога до сих пор проходит этап становления.
Специалисты школ выполняют разные социальные роли, определяемые и функционалом,
и практикой: педагога, консультанта, диагноста, воспитателя, эксперта, медика,
защитника, адвоката, посредника, организатора, администратора, социального
работника. Это вполне соответствует научным выводам А.Ф.Бондаренко, что
психологу-практику необходимо иметь „способность быть открытым новому
личностному опыту, способность к совмещению ролевых этических стандартов” [54,
134]. По мнению американского исследователя Д.Эгана (G. Egan), школьная
психологическая помощь „трудным детям” должна быть квалифицированной и
специализированной („the skilled and profiled helper”) [329].
Профессионально-методический, или технологический, компонент концептуальной
модели предусматривает специальное конструирование учебного, дидактического и
методического материала на решение задач повышения профессиональной
компетентности и результативности деятельности педагогов и психологов в работе
с социально запущенными детьми и подростками.
Содержательно это воплощено с помощью психодиагностического комплекса,
спецкурсов повышения квалификации и авторского курса „К берегам новой жизни”,
что составило основу единой комплексной поэтапной программы
психолого-педагогической защиты специалистом личности социально запущенного
ребёнка .
Придерживаясь научных выводов ряда исследователей А.Ф.Бондаренко, В.Г.Панка,
нами была разработана для региона и внедрена на курсах повышения квалификации
функциональная модель личности педагога для работы с социально запущенными
детьми и подростками. Она включает следующие компоненты: 1) построение
теоретической модели специалиста через разработку стандартов (норм и
нормативов) требований к личности и деятельности; 2) первичный отбор
профессионально пригодных кандидатов на курсах повышения квалификации;
3) разработка содержания обучения и переподготовки кадров; 4) разрешение
проблемы собственного профессионального самоопределения специалистов (проблемы
профессиональной самоидентификации). Теоретическая модель деятельности
специалиста объединяет в единую систему знания и положения, которые являются
для специалистов принципиальными ориентирами по вопросам профессиональной
деятельности с социально запущенными детьми и подростками. Цель модели
заключается в определении путей решения моральных проблем и принятия наиболее
адекватного профессионального решения для оказания помощи социально запущенному
ребёнку.