Вы здесь

Психологічні особливості ціннісних орієнтацій старших підлітків, груп підвищенної психологічної уваги

Автор: 
Юнг Наталія Володимирівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2006
Артикул:
3406U002802
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Глава ІІІ. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ старших ПОДРОСТКОВ, ВХОДЯЩИХ В ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ПОВЫШЕННОГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВНИМАНИЯ
3.1. Специфика взаимосвязей между показателями ценностных ориентаций и
характеристик личности старших подростков (количественный анализ)
3.1.1. Интеркорреляционный анализ показателей ценностных ориентаций старших
подростков
Целью количественного (корреляционного) анализа данных, полученных в ходе
эмпирического исследования, является как изучение характера взаимосвязей
ценностных ориентаций подростков с рядом психологических характеристик
личности, так и анализ взаимоотношений между показателями самих ценностных
ориентаций. Последний аспект для нас представляет особую значимость в связи с
необходимостью исследования системы ценностных ориентаций современных
подростков, обучающихся в профессионально-технических училищах, колледжах,
лицеях и т.п.
Результаты интеркорреляционного анализа показателей ценностных ориентаций
подростков, полученные на общей выборке, представлены в приложении А (табл.
А.1; А.2) и приложении Д (рис. Д.5, Д.6)
Рассмотрим полученные данные в следующем порядке: 1. Анализ интеркорреляций
показателей ценности, желательности жизненных сфер; 2. Анализ интеркорреляций
показателей доступности жизненных сфер; 3. Соотношение показателей ценности и
доступности жизненных сфер.
1. Рассмотрим связи между показателями ценности, желательности для подростков
различных жизненных сфер.
Нами изучались следующие показатели ценностных ориентаций подростков: активная
деятельная жизнь (Ц1), здоровье (Ц2), интересная работа (Ц3), красота природы и
искусства (Ц4), любовь (Ц5), материально-обеспеченная жизнь (Ц6), наличие
хороших и верных друзей (Ц7), уверенность в себе (Ц8), познание (Ц9), свобода
как независимость в поступках (Ц10), счастливая семейная жизнь (Ц11),
творчество (Ц12).
Анализ таблицы А.1 (приложение А) и рисунка Д.5 (приложение Д) позволил выявить
следующие факты. Обнаруживается значительное количество неоднозначных связей
между показателями ценностных ориентаций подростков.
Показатель ориентации на активную деятельную жизнь (Ц1) положительно (pЈ0,01)
связан с показателем материально-обеспеченной жизни и отрицательно – с
показателями таких ценностных ориентаций как любовь, счастливая семейная жизнь
(pЈ0,01) и свобода (pЈ0,05).
Показатель ориентации на поддержание и укрепление здоровья (Ц2) положительно
связан с показателем ценности интересной работы (pЈ0,01) и отрицательно – с
показателями уверенности в себе (pЈ0,05), свободы и творчества (pЈ0,01).
Показатель ценности и желательности интересной работы (Ц3) положительно
коррелирует с показателем ориентации на материально-обеспеченную жизнь, на
поддержание и укрепление здоровья (pЈ0,01) и отрицательно – с показателями
ценности переживания прекрасного в природе и искусстве, ценностей любви
(pЈ0,05), наличия хороших и верных друзей, свободы и независимости, счастливой
семейной жизни (pЈ0,01) и творчества (pЈ0,05).
Показатель ценности переживания прекрасного в природе и искусстве (Ц4)
положительно связан с показателем ценности творчества (pЈ0,01) и познания
(pЈ0,05). Данный показатель имеет обратный характер связи с показателями
материально-обеспеченной жизни, уверенности в себе (pЈ0,01), свободы и
независимости (pЈ0,05), а также счастливой семейной жизни (pЈ0,01).
Показатель ценности, желательности любви для подростков (Ц5) положительно
коррелирует с показателем ценности наличия хороших и верных друзей (pЈ0,01) и
отрицательно – с показателями ценности уверенности в себе, возможности познания
и расширения кругозора (pЈ0,01), счастливой семейной жизни и творчества
(pЈ0,05).
Показатель ценности материально-обеспеченной жизни (Ц6) положительно
коррелирует с показателями активной деятельной жизни и интересной работы
(pЈ0,01), отрицательно – с показателями ценности познания, переживания красоты
природы и искусства (pЈ0,01), счастливой семейной жизни и творчества (pЈ0,05).
Показатель ориентации на наличие хороших и верных друзей (Ц7) положительно
коррелирует с показателем любви (pЈ0,01) и отрицательно – с показателями
ценностей интересной работы, уверенности в себе, возможности познания, свободы
(pЈ0,01) и творчества (pЈ0,05).
Показатель ценности уверенности в себе (Ц8) положительно коррелирует с
показателем ценности свободы как независимости в поступках и поведении
(pЈ0,05), отрицательно – с показателями ценностей здоровья (pЈ0,05),
переживания красоты природы и искусства, любви (pЈ0,01), наличия хороших и
верных друзей, счастливой семейной жизни (pЈ0,05).
Показатель ценности познания и расширения своего кругозора (Ц9) положительно
коррелирует с показателем ценности, желательности переживания красоты природы и
искусства (pЈ0,01), отрицательно коррелирует с показателями ценности любви
(pЈ0,01), наличия хороших и верных друзей, счастливой семейной жизни (pЈ0,05),
материально-обеспеченной жизни (pЈ0,01).
Показатель ценности свободы, рассматриваемой как независимость в поступках и
действиях (Ц10), положительно связан с показателем ценности уверенности в себе
(pЈ0,05), отрицательно – показателями ценности здоровья, интересной работы
(pЈ0,01), переживания красоты в природе и искусстве, активной деятельной жизни,
наличия хороших и верных друзей (pЈ0,05).
Показатель счастливой семейной жизни (Ц11) показывает только отрицательные
корреляционные зависимости с рядом показателей ценностных ориентаций: любви
(pЈ0,05), красоты природы и искусства (pЈ0,01), материально-обеспеченной жизни
(pЈ0,05), активной, деятельной жизни (pЈ