Ви є тут

Особистісні детермінанти гуманізації взаємин у педагогічному процесі.

Автор: 
Носова Наталя Володимирівниа
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U002439
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДЕГОГОВ К ФАСИЛИТАЦИИ
2.1. Проблемы, принципы, построение исследования. Диагностика способности к эмпатии и стиля конфликтного поведения у педагогов

Важной задачей, которая стоит перед современной украинской школой, ее психологической службой, является исследование условий, которые лежат в основе гуманизации педагогического процесса. Наиболее важным в этой связи является вопрос о готовности самих педагогов к осуществлению фасилитативной (поддерживающей, помогающей) деятельности.
Выявление у педагогов способностей к осуществлению фасилитации в учебно-воспитательном процессе, а также личностных детерминант, их обусловливающих - одна из базовых составляющих в системе разработки эффективных методов гуманизации педагогики в целом.
Мы исходили из того, что в современных условиях педагогу необходимо не только сообщать новую информацию учащимся, но и способствовать их личностному росту, развитию самоактивности и способности к самосознанию, оказывать как педагогическую, так и психологическую поддержку. Поэтому, при подготовке учителей к педагогической деятельности особое внимание необходимо уделять их готовности к построению гуманных взаимоотношений. В исследовании мы исходили также из положения о том, что подготовить ребенка как свободоспособную и самоактуализирующуюся личность для гармоничной жизни в обществе могут только те учителя, которые взаимодействуют на уровне субъект-субъектных, партнерских отношений, то есть речь идет, прежде всего, о педагогах-фасилитаторах.
На основе проведенного теоретического исследования установлено, что готовность педагога к осуществлению фасилитативной деаятельности имеет в своей структуре несколько составляющих, а именно: 1)личностную (способность к сотрудничеству и сопереживанию, определенные особенности характера, обусловливающие эти способности), 2) когнитивную (определенная структура знания в области возрастной и педагогической психологии, психологии индивидуальных различий), 3) составляющая операциональных навыков (владение приемами поддерживающего психотерапевтического общения, наличие навыков использования фасилитативных методов).
При обозначении рабочих гипотез исследования учитывались некоторые несоответствия между требованиями сегодняшнего дня (гуманизация учебно-воспитательного процесса, организация взаимодействия в школе с позиции гуманизма, соучастия, взаимного внимания, сопереживания и т.д.) и реальным положением дел (преобладание авторитарного стиля взаимодействия, частые конфликты, которые нарушают ход учебно-воспитательного процесса, недостаточная эффективность систем гуманистической подготовки субъектов педагогического процесса и т.д.).
Готовность педагогов к осуществлению гуманистических взаимоотношений между участниками педагогического процесса основывается на способности учителя к фасилитационноному действию.
Способность к фасилитационному действию ? интегральное качество личности учителя, которое обусловлено мерой сформированности у него таких характеристик личности, как: эмпатия, ориентация на сотрудничество, конгруэнтность;
Существуют личностные детерминанты, которые существенно влияют на формирование фасилитативных качеств педагога, в частности: чрезмерная эмотивность, демонстративность и др.
Ключевым условием формирования готовности педагогов к гуманистическим взаимоотношениям является специальная психологическая подготовка, которая включает фасилитативный тренинг и обязательное пост-тренинговое сопровождение опыта реализации фасилитативных действий в самостоятельной профессиональной деятельности
Принимая во внимание все вышесказанное, разработанная в диссертации программа исследования была направлена на:
- диагностику уровня развития у педагогов способности к сопереживанию и ориентации на сотрудничество, конгруэнтности. А также выявление преобладающей ориентации на субъкт - субъектный характер взаимодействия с учащимися;
- определение у педагогов личностных детерминант, которые оказывают влияние (затрудняют или способствовуют) на развитие способности к фасилитативной деятельности;
- выбор адекватных форм и методов подготовки педагогов к осуществлению фасилитативной деятельности в учебно-воспитательном процессе;
- разработку программы подготовки педагогов к осуществлению фасилитативной деятельности;
- проведение программы подготовки педагогов к осуществлению фасилитативной деятельности;
- определение эффективности проведенной программы;
- проведение программы, направленной на поддержание эффекта после обучения (пост- тренинговое сопровождение);
- определение эффективности программы пост-тренингового сопровождения;
Диссертационное исследование проводилось на протяжении 2002 - 2005 гг.
Мы исследовали 160 педагогов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в школах разных районов города Севастополя, 60 учащихся и 36 родителей.
Исследуемые были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Мы старались придерживаться правила однородности группы, поэтому в контрольной и экспериментальной группе приблизительно одинаковое количество исследуемых, группы сбалансированы по половому и возрастному признаку. Все, охваченные исследованием педагоги, работали с учащимися подросткового возраста. Такой выбор был обусловлен тем, что в подростковом возрасте межличностные отношения приобретают объективную и субъективную значимость. В контрольной группе не проводилась программа по подготовке педагогов к фасилитативной деятельности. В экспериментальной группе проводился психологический тренинг, включавший три содержательных блока (реабилитационный, личностный, обучающий) по подготовке педагогов к осуществлению фасилитативной деятельности. После осуществления программы подготовки, часть экспериментальной группы проходила программу пост-тренингового сопровождения.
Основные задачи пост-тренингового сопровождения - трансформа