Вы здесь

Інтелектуальне формування індивідуальної траєкторії навчання студента

Автор: 
Носов Павло Сергійович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
3407U003202
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
СТРАТЕГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТА

Рассмотренные в первом разделе диссертации, подходы индивидуализации обучения, указывают на отсутствие в обучающих системах индивидуально-ориентированных компонентов развивающего обучения, не выявлены их параметры и функции. В связи с этим предстоит задача определения данных сведений, что даст возможность избирательно и более рационально подойти к повышению результативности обучения средствами интеллектуальной обработки текущих значений ММС.

2.1. Обобщенная модель индивидуализации обучения ИСУ УП

В процессе повышения результативности обучения с применением ИСУ УП возникает проблема формирования содержания развивающих занятий [77,78]. Становится необходим подбор такого уровня сложности заданий, чтобы решение тестового задания было посильным и вызывало интерес у студента.
В ходе формирования базы знаний ИСУ УП последовательность заданий, предлагаемая студенту должна опираться на уже приобретенный опыт. Анализ данных указывает на необходимость осуществления текущего управления со стороны ИСУ УП с применением функций интеллектуальной адаптивности на этапах выполнения задания. Анализ текущего состояния ММС позволит синхронизировать процессы усвоения теоретического материала, определить тенденции умственного развития студентов [79]. Для поддержки синхронизации данных процессов требуется упорядочить учебный материал [80,81]. Уровень усвоения учебного материала студентами, в свою очередь, фиксируется ИСУ УП во время контроля с применением заданий различного уровня сложности и смысловой нагрузки [82,83]. При этом известные обучающие системы не имеют средств интеллектуального подбора заданий, что свидетельствует о несостоятельности применяемых средств индивидуализации, в результате чего снижается уровень формирования рационального решения.
В связи с изложенным очевидно, что слабо выраженные тенденции индивидуально-ориентированного обучения, отсутствие элементов управления на основе знаний об учебном процессе и ММС, предполагающее применение интеллектуального подхода, не позволяет достичь высокого уровня успеваемости обучения. Сложившаяся ситуация свидетельствует об отсутствии обобщенной модели индивидуализации обучения и алгоритмов интеллектуального формирования индивидуальной траектории обучения студента (ИТОС).
Анализируя возможные решения обозначенной проблемы, было отмечено, что процессы планирования и проведения тестирования, а также последующий анализ и принятие рационального решения выполняются циклично в строгой последовательности. В связи с этим предлагается построить обобщенную модель индивидуализации обучения ИСУ УП с целью построения ИТОС на основе цикла Шухарта - Деминга (Plan-Do-Check-Action). Особенностью данного цикла является наличие переоценки результатов предшествующих решений - улучшение предыдущих процессов, что предполагает повышение результативности принятия управленческих решений. При этом цикл преобразуется к спирали. Основываясь на данном подходе, предоставляется возможность построить обобщенную модель индивидуализации обучения, где механизмы улучшения уровня индивидуально-ориентированного подхода базируются на результатах анализа ММС и каждого процесса [84] (рис. 2.1):
- инициализация ММС;
- планирование индивидуального контроля успеваемости студента, формирование ИТОС;
- тестирование студента;
- контроль результатов тестирования;
- повышение результативности индивидуализации обучения;
- оценка ММС на профпригодность.

Рис. 2.1. Обобщенная модель индивидуализации обучения

Рассмотренная выше обобщенная модель индивидуализации обучения состоит из подсистем ИСУ УП. При прохождении этапов контроля, в ходе обучения студент выполняет действия, результаты которых фиксируются в ИСУ УП, в результате чего формируется ММС [83-85]. Одной из характеристик ММС является значения КМ по шкале Европейской кредитно-трансферной и аккумулирующей системы (ECTS). Решение студентом индивидуально подобранных заданий, предполагает формирование соответствующих значений КМ студента. После каждого вида контроля, полученные текущие данные дают возможность сформировать ММС. По параметрам ММС блок управления подключает подсистемы ИСУ УП, целью которых является формирование ИТОС, ориентированной на повышение уровня слабо развитых КМ. В свою очередь, функции интеллектуальной адаптивности, такие как анализ влияющих факторов на процесс обучения и прогноз текущих результатов деятельности студента, составляют предпосылки к интеллектуальному формированию ИТОС. Как следствие, формирование ИТОС осуществляется средствами интеллектуального подбора учебных заданий, результатом которого является изменение негативных тенденций развития ММС на каждом этапе контроля. В заключение проводится анализ профпригодности состояния ММС относительно требований образовательно-квалификационной характеристики (ОКХ) и образовательно-профессиональной программы (ОПП).
Кроме вышеперечисленного, процесс составления тестовых задач должен быть ориентирован на повышение интереса студента к получению итогового результата. Во время развязывания студентами проблемных ситуаций, стимул и "сила навыка" студента повышается. В зависимости от типа задания проблемные ситуации могут рассматриваться из позиций их решения. На практике можно выделить три типа проблемных ситуаций:
В ситуации первого типа для получения результата исследования Rr студенту не хватает необходимых данных Xr2, Xr4 об ОИ среди уже известного множества данных Xr1, Xr3, Xr5 (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Алгоритм выбора информации об ОИ

С помощью программного интерфейса студент выбирает