РАЗДЕЛ 2
ВЛИЯНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАЦИИ «МАТЬ – РЕБЕНОК» НА
УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Структура, задачи и методы экспериментального исследования
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы–лицея г. Симферополя
УВК «ОКЛ» в период с 2001 по 2004 г. В исследовании участвовали ученики 2–3-х
классов (мальчики и девочки с разным уровнем школьной адаптации и их мамы). На
первом отборочном этапе для определения уровня дезадаптации было
продиагностировано 406 школьников из 11 классов, в экспериментальном
исследовании агрессии в отношениях «мать – ребенок» участвовало 56 пар.
Исследование состояло из трех этапов:
1. Определение уровня социальной адаптированности/дезадаптированности младших
школьников и отбор участников для эксперимента.
2. Исследование невербального агрессивного поведения в парах «мать – ребенок».
3. Анализ и математическая обработка данных. Определение уровня связи между
социальной дезадаптированностью младшего школьника и особенностями агрессии в
паре «мать – ребенок».
Данная схема является квазиэкспериментальной и с точки зрения формального
планирования эксперимента предполагает каузальную формулировку гипотезы, а
именно: если особенности агрессивного поведения пары «мать – ребенок» приводят
к усилению психологического напряжения в паре в ситуации обучения/воспитания, к
нарушению стратегии доминирования–подчинения, то это способствует формированию
социальной дезадаптированности младшего школьника, что проявляется в высоком
уровне тревоги ребенка по поводу ситуации обучения, в низком статусе ребенка в
группе одноклассников.
В процессе работы были реализованы следующие задачи: определены критерии
дезадаптации; проведена предварительная диагностика для отбора участников
экспериментальной группы; разработана схема диагностики невербального
агрессивного поведения в паре; осуществлено исследование особенностей агрессии
в паре «мать – ребенок»; проведен количественный и качественный анализ
агрессивной коммуникации в паре «мать – ребенок»; осуществлена математическая
обработка результатов; проанализированы особенности связи между агрессивным
поведением в паре и уровнем социальной дезадаптированности ребенка в школе.
В исследовании были использованы следующие методы:
1. Тест школьной тревожности Филлипса и социометрия для определения социальной
дезадапатированности младших школьников.
2. Авторская методика диагностики агрессии в паре «мать – ребенок» на фоне
решения «квазивоспитательной» задачи, включающая в себя: приемы, направленные
на актуализацию агрессии; наблюдение коммуникации в паре мать – ребенок с
фиксацией невербальных признаков агрессивного поведения.
3. Математическая обработка полученных результатов с использованием многомерных
моделей (множественный регрессионный анализ, дискриминантный анализ), а также
корреляционного анализа.
Рассмотрим эти методы более подробно. Как уже говорилось в предыдущем разделе,
разрозненную феноменологию социально-психологической дезадаптации младших
школьников можно свести к двум базовым компонентам: хронической тревоге и месту
ребенка в детской социальной иерархии. Поэтому для определения уровня
социальной дезадаптации были выбраны тест школьной тревожности Филлипса и
социометрическая методика.
Диагностика социальной дезадаптированности школьников 2–3-х классов проводилась
в середине учебного года, что позволило исключить влияние на результаты
исследования ситуативного кризиса, связанного с началом учебного года. Также
исключалась возможность влияния кризиса, связанного с поступлением ребенка в
школу, так как ученики первого класса в исследовании не участвовали. Другими
словами, дезадаптация, выявленная таким образом, скорее будет относиться к
хроническим формам, что и являлось фокусом исследования.
Тест школьной тревожности Филлипса предназначен для детей 7–12 лет. Он содержит
58 вопросов, направленных на определение уровня тревожности в различных
школьных ситуациях, что нашло отражение в 8 тестовых шкалах: общая тревожность
в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении
успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не
соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость
стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителем [154].
Тестирование проводилось со всем классом одновременно, что снижало уровень
тревоги по поводу индивидуального общения с психологом и, соответственно,
уменьшало тенденцию социальной желательности в ответах. Полученные результаты
по всем шкалам заносились в общую таблицу по каждому классу. Эти таблицы
использовались для организации основного диагностического эксперимента. При
этом учитывалась только первая шкала – общая тревожность в школе. Если ее
показатель меньше 50, то в рамках теста это оценивается как нормальный уровень
школьной тревожности, 50–75 – повышенный уровень, больше 75 – высокий.
Социометрическое исследование проводилось по схеме, в которой присутствовало
два критерия («деловой» и «эмоциональный»), число выборов было ограничено тремя
фамилиями, а также учитывался социометрический вес выбора [84, 85, 134].
Для определения «делового» и «эмоционального» рейтинга школьникам предлагалось
ответить на два вопроса:
1. Кому из учеников класса можно поручить организацию новогоднего утренника?
Назовите три фамилии, кто справится с этим лучше всех – в первую, во вторую и в
третью очередь.
2. Кого из одноклассников ты пригласишь к себе на день рождения? Назови три
фамилии, кого пригласишь в первую очередь, во вторую, … в третью.
При этом учитывались и отсутствующие в классе ученики, их фамилии назы
- Киев+380960830922