Вы здесь

Система адаптивного навчання на принципах нечіткої логіки

Автор: 
Вишневська Віолета Михайлівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
3407U004559
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ
На современном этапе развития науки не существует универсальной обучающей
системы, способной адаптироваться к индивидуальным особенностям студента.
Поэтому при сложных процессах обучения, когда не существует изоморфной
математической модели, целесообразно использование нечетких множеств и нечеткой
логики. Для создания инструментальной оболочки необходимо также исследование
интеллектуальной деятельности преподавателя.
Так как логика человека, в частности, преподавателя при оценивании студента
является приблизительной, при проектировании обучающей системы естественнее
использовать нечеткую логику. Моделирование способа принятия решений
преподавателем с использованием нечеткой логики позволит приблизить действия ОС
к действиям преподавателя.
Эффективное объединение современных информационных технологий, включающих
модели интеллектуальной деятельности преподавателя, теории нечетких множеств и
нечеткой логики позволяет формировать лингвистические модели
сложноформализуемого процесса обучения и обеспечивает формирование управляющего
сигнала адекватно процессам принятия решений преподавателем – экспертом,
который принимает участие в процессе управления обучением.
Большинство современных учебных систем, как показано на рис. 2.1, представляют
собой совокупность библиотек статических гипертекстовых учебников и текстовых
задач, которых недостаточно для полноценной и эффективной организации учебного
процесса.
Рис. 2.1 Структура современных обучающих систем
Поэтому сформировалось и развивается новое направление в информационных
компьютерных технологиях по моделированию поведения человека в процессе
обучения с использованием методов искусственного интеллекта. Разрешение
противоречий между потребностями общества в эффективной системе образования и
способностями обучаемого должно осуществляться на основе индивидуализации
траектории обучения путем адаптации системы обучения к способностям
обучаемого.
2.1. Обоснование требований к построению обучающей системы
2.1.1. Педагогические требования к обучающим системам
Под программированным обучением [95] понимается управляемое усвоение
программируемого учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ,
программированный учебник, кинотренажер и др.). Программированный учебный
материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной
информации (кадров, файлов, шагов), подаваемых в определенной логической
последовательности.
Информатизация образования влечет за собой не только проблемы технологические,
связанные с внедрением новых информационных технологий, но и проблемы
организации и управления сложными информационными системами, в том числе
проблему управления процессом компьютерного обучения, требующую новой
интерпретации объекта и средств управления, разработки новых методов управления
[96].
В целом современные подходы построения обучающих систем направлены на отделение
логики управления процессом обучения от учебного контента, что в свою очередь
выдвигает к нему ряд [17] требований: дидактическая управляемость,
интероперабельность, многоразовое использование и т.д.
Современная система образования должна [97] обеспечить:
* непрерывное образование – динамика развития современных технологий требует
для поддержания квалификации непрерывно повышать профессиональный уровень
работника (специалиста);
* открытое образование – высокая доступность образования необходима для
удовлетворения возрастающей потребности общества в специалистах и достижения
успешности индивидуума в современном мире;
* гарантированный результат обучения.
Работник (специалист) по завершении обучения должен иметь:
* гарантированный уровень общих (ключевых) и профессиональных компетенций и
знаний, умений и навыков (ЗУН),
* готовность (способность) к практической деятельности без длительного
дообучения на рабочем месте,
* готовность (способность) воспринимать и осваивать новые технологии в течение
всего срока профессиональной деятельности.
Для этого обучение должно быть [97]:
1) деятельностным – направленным на приобретение необходимых компетенций и
комплекса ЗУН в процессе решения специальным образом сформированных учебных и
практических задач;
2) управляемым – плановым и поэтапным обучением с обратными связями и
итерационными адаптивными процедурами достижения требуемого результата на
каждом этапе;
3) личностно-ориентированным:
а) формирующим на базовом и развивающем уровне требуемые ЗУН, компетентности,
квалификацию,
б) развивающим индивидуальные способности (обеспечивающим выявление и
определение наиболее эффективных направлений обучения для развития
потенциальных, в том числе, латентных, возможностей индивидуума);
4) общественно-ориентированным:
а) опирающимся на потребности современного общества и учитывающим векторы его
развития;
б) формирующим коммуникативные умения и навыки (умение жить в обществе и быть
ему полезным);
5) компетентностным – формирующим широкий кругозор индивидуума, как в
профессиональной сфере, включая смежные профессии, так и общекультурной.
Одной из актуальных проблем является психолого- педагогическое обоснование
построения обучающей системы. Само понятие компьютерной образовательной среды
всесторонне не рассмотрено с психологических позиций. Не определено, каким
специальностям более целесообразно обучать в телекоммуникационной
образовательной среде, а каким невозможно или возможно частично.
Остро ощущается нехватка методик для грамотного построения обучающих систем с
психолого- педагогической