Вы здесь

Психологічні особливості внутрішнього світу дітей, хворих на бронхіальну астму.

Автор: 
Шмігель Наталя Євгенівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2008
Артикул:
0408U003675
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНУТРЕННЕГО МИРА ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
2.1. Характеристика экспериментальной выборки и обоснование выбора объектов и методов исследования
В нашем исследовании приняли участие 4 группы: две основные и две контрольные. Первую основную группу составили 43 ребенка 6-11 лет, больные бронхиальной астмой и имеющие соответствующий диагноз. Вторую основную группу составили 48 подростков в возрасте от 12 до 15 лет также имеющие диагноз "бронхиальная астма".
Обе контрольные группы составили дети младшего школьного возраста и подростки, не имеющие болезней дыхательной системы. Каждый из них перенес в прошлом какое-то несложное заболевание, травму или операцию, и именно на этом периоде их жизни акцентировалось внимание в беседе с психологом. В контрольную детскую группу вошло 26 человек, в контрольную подростковую - 22 человека.
Выбор испытуемых всех экспериментальных групп осуществлялся с равномерным подбором детей по половому признаку. Таким образом, как в основных, так и в контрольных группах соотношение мальчиков и девочек было одинаковым (пополам мальчиков и девочек).
Кроме того, в исследовании принимал участие один из родителей (мать) младшего школьника, поэтому, детские основная и контрольная группы имели в своем составе 43 и 26 пар мать-ребенок соответственно.
Всего в экспериментально-психологическом исследовании приняли участие 208 человек: 139 детей и 69 родителей (матерей).
Все больные бронхиальной астмой (БА) дети и подростки были обследованы в первые три дня от момента поступления в стационар или санаторий. Выборка больных БА для психологического исследования формировалась в соответствии с принятыми в клинике критериями включения и исключения. При подборе детей в экспериментальные группы мы руководствовались следующими принципами отбора: наличие разновозрастных выборок детей (подростки и младшие школьники), экспериментальные и контрольные группы, участие в эксперименте родительских групп (матерей) (при работе с детьми младшего школьного возраста). Общая характеристика экспериментальных групп представлена в таблицах 2.1 - 2.5.
В возрастных группах количество обследованных детей и подростков было практически равным (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Распределение детей и подростков по возрасту
в основной и контрольной группах
ВозрастКоличество наблюдений n=139Основная группа n=91Контрольная группа n=48Pабс. число%±mабс. число%±m_6-82123,08±4,421122,92±6,07_9-112224,18±4,491522,92±6,07_12-143336,26±5,041633,33±6,80_15-161516,48±3,89612,50±4,77_ Среди детей и подростков было одинаково равное количество девочек и мальчиков (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Распределение детей и подростков по половому признаку
в основной и контрольной группах
ВозрастКоличество наблюдений n=139Основная группа n=91Контрольная группа n=48P
Продолж. табл. 2.2
абс. число%±mабс. число%±mДети 6-11 летМальчики2325,27±4,561633,33±6,80_Девочки2021,98±4,341020,83±5,86_ПодросткиМальчики2325,27±4,561225,00±6,25_Девочки2527,47±4,681020,83±5,86_ Нами проведено исследование социальных факторов, которые воздействовали на обследованных в семье и детских коллективах (табл. 2.3 и табл. 2.4).
Таблица 2.3
Характеристика социальных факторов воздействия
на обследованных детей и подростков
Социальные факторы Количество наблюдений n=139РОсновная группа
N=91Контрольная группа
N=48абс. число%±mабс. число%±mНеполная семья3538,46±5,102960,42±7,06**Среднее образование у родителей4852,75±52,751531,25±31,25**Проживание вместе с прародителями3235,16±35,161235,16±6,25_Наличие сиблингов286,25±6,253777,08±6,07***Конфликты в семье2426,37±4,623572,92±6,41***Пьянство родителей1819,78±4,18918,75±5,63_
Продолж. табл. 2.3
Болезнь родителей, родственников3134,07±4,972143,75±7,16_Смерть родителей, родственников3538,46±5,10816,67±5,38**Плохие материально-бытовые условия5459,34±5,151225,00±6,25***Частые переезды5156,04±5,20714,58±5,09***Примечания:
1. *** - р<0,001
2. ** - р<0,01
Выявлены основные отличительные признаки социальных факторов семьи у обследованных. Большее количество детей из контрольной группы воспитывается одним родителем (60,42±7,06%) и имеет брата или сестру (77,08±6,07%), в отличие от детей, больных БА (38,46±5,10%, р<0,01; 6,25±6,25%, р<0,001). Дети, больные БА, чаще переживают смерть близких (38,46±5,10% и 16,67±5,38%, р<0,01). Семьи детей, больных БА живут в худших материально-бытовых условиях и вынуждены менять место жительства чаще, чем семьи здоровых детей (59,34±5,15% и 25,00±6,25%, р<0,001). Часто это вызвано поиском более подходящего климата для больного ребенка.
Таблица 2.4
Характеристика дополнительных факторов,
воздействующих на обследованных детей и подростков
Дополнительные факторыКоличество наблюдений n=139РОсновная группа
n=91Контрольная группа
N=48Абс. число%±mабс. Число%±mЧастые пропуски уроков5661,54±5,10918,75±5,63***
Продолж. табл. 2.4
Надомное обучение1516,48±3,8900,00±0,00***Посещение кружков2729,67±29,673164,58±6,90***Наличие внешкольных товарищей7986,81±3,554797,92±2,06**Перенесенные операции и травмы1415,38±15,382960,42±7,06***Госпитализация (чаще 2 раз в год)8795,60±2,1548,33±3,99***Инвалидность1112,09±12,0900,00±0,00***Примечания:
1. *** - р<0,001
2. ** - р<0,01
По данным таблицы 2.4 можно составить следующую характеристику экспериментальных групп.
Дети, больные БА, в большем количестве случаев пропускают занятия в массовой общеобразовательной школе (61,54±5,10%) или проходят надомное обучение по сокращенной программе (16,48±3,89%), по сравнению со здоровыми сверстниками (18,75±5,63%, р<0,001). Это обусловлено несколькими причинами: высокая степень возможности заболевания инфекционными болезнями в массовой школе повы