ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ МАШИНОСТРОЕНИЯ
2.1. Тенденции в разработке стратегии преобразований системы управления
В условиях депрессии украинской промышленности одной из проблем управления промышленными предприятиями выступает процесс разработки экономической стратегии, в котором заключены два методологических положения: 1) Отражение сути системных изменений. 2) Выделение характерных преобразующих тенденций.
2.1.1. Отражение сути преобразований системы управления промышленными предприятиями. Изменения системы управления реализуются и проявляют себя в процессе преодоления кризисного состояния на промышленных предприятиях, достижения стабилизации производства и экономического роста [22, с. 87-88]. По содержанию изменения включают следующие уровни: а) выделение приоритетных подходов в производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий (своеобразных "точек роста"), которые способствуют повышению деловой активности; б) прогнозирование ресурсного обеспечения; в) определение качественно-количественных критериев оценки проводимой работы и возможности внесения корректив в действия, осуществляемые на предприятиях.
В ходе системных изменений можно выделить три направления:
1. Управление на основе системного контроля над исполнением принимаемых решений. Стратегическое управление на предприятии, находящемся в кризисном состоянии, должно действенно реагировать на свершившиеся события, обеспечивать реактивную адаптацию предприятия в деловой среде. Любое предприятие можно рассматривать как адаптивную систему, стремящуюся к выживанию и развитию путем преодоления возмущений во внешней среде и последствий внутренних противоречий, связанных с нарушениями исполнительной деятельности.
2. Управление на основе предвидения изменений, которое реализуется с помощью стратегического прогнозирования, понимаемого как процесс определения стратегических целей и выработки оптимальных путей их достижения при изменяющихся условиях: а) переходе на выпуск новой продукции; б) структурной реорганизации предприятия; в) снижении объема продаж и прибыли. С помощью стратегического планирования разрабатывается обоснованная программа производственной и маркетинговой деятельности, обеспечивается эффективная обратная связь с потребителями, высокая готовность персонала по сокращению издержек производства и обращения.
3. Управление на основе гибких управленческих решений по достижению стратегических целей, которое осуществляется путем организационных изменений, в том числе, оптимизации структуры, ротации сотрудников, приспособления предприятия к изменениям в деловой среде.
В рамках стратегического управления эффективность достижения целей во многом связывается с поиском рационального соотношения централизации и децентрализации в организации управления [73, с.44-45]. На предприятиях с централизованной системой управления проблемы решаются путем выбора операционных правил для всех членов организации и в убеждении или принуждении сотрудников к выполнению этих правил. Для промышленных предприятий с децентрализованным управлением проблема эффективного достижения целей не может быть решена одним лишь принуждением. Здесь применяются такие методы повышения эффективности производства, как образование внутрифирменных центров ответственности по обеспечению инвестиций, прибыли и затрат; разрабатываются трансфертные цены, на основе которых внутри предприятия вводится миниатюрный рыночный механизм взаимоотношений между структурными подразделениями. С точки зрения практического осуществления, системные изменения заключаются в выработке и реализации комплекса эффективных средств, методов и приемов, способных обеспечить качественные изменения в производстве и сфере обращения. На промышленных предприятиях данный процесс реализуется с помощью выработки и реализации экономической стратегии системных изменений.
Стратегия в управлении рассматривается как долгосрочное качественно-количественное направленное развитие организации, касающееся сферы ее деятельности, средств и форм функционирования, а также взаимоотношений в системе внутренней и внешней среды, приводящее предприятие к достижению выдвинутых целей. Стратегия определяется как процесс видения преобразований и как процесс достижения производственных показателей [154, с.38-40]. В литературе немало моделей стратегического управления. Наибольшее распространение получили модели Дэвида Ф.Р., Томпсона Д.Л.. Несмотря на определенные различия в приведенных моделях, выделяются три стадии процесса стратегического управления:
• стратегическое планирование (стратегический анализ, разработка стратегии);
• стратегическая организация, настройка организационной системы (процесс реализации стратегии);
• стратегический контроль и регулирование (на основе оценки стратегии и мониторинга).
Плодотворной является также и модель стратегического управления, разработанная Ефремовым В., в которой исходным пунктом выступает зарождение и формулирование бизнес-идеи. В системе многоуровневой корпорации Лоранж П. разработал трехуровневую модель процесса стратегического управления [59, с.9-12].
Содержание и роль экономической стратегии предприятия активно исследуются зарубежными и отечественными специалистами. Стратегия японской корпорации понимается как система долговременного распределения ресурсов, дающая представление о будущем положении компании (Монден Я.). В Финляндии стратегия управления определяется с одной стороны как сочетание ресурсов и навыков организации, с другой - как прогноз возможностей и рисков среды, действующих в настоящем и будущем, при которых организация надеется достичь основной цели. Главными компонентами экономической стратегии выступают широта охвата интересов связанных групп, рациональное использование ресурсов на основе оригинального умения, увязка интересов в конкурентной среде [128, с.91].
В американской науке об у
- Киев+380960830922