Ви є тут

Напрями оптимізації функціональної діяльності судноплавних компаній України

Автор: 
Бабусенко Сергій Євгенович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U005740
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ
НАЦИОНАЛЬНОГО МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
2.1. Принципы обоснования параметров экономического развития транспортных
подсистем.
Экономическое развитие транспортной системы для последовательного достижения
поставленных целей относится к непрерывным процессам [1,58,66,79,181]. Если
условия и требования непрерывности не выполняются, морской транспортный
комплекс теряет степень адекватности относительно потребностей. В то же время
развитие таких подсистем как судоходные компании и торговые порты
осуществляется в условиях дискретности наращивания провозной или пропускной
способности в соответствии либо с экономическим или техническим их состоянием
[6,21,61,80,98,114].
Каждой временной и целевой стратегии развития национального морского
транспортного комплекса соответствует совокупность определенных экономических
показателей. Они должны отражать цели развития и целесообразность концентрации
и распределения ресурсов [2,11,100,120]. Поэтому систему оценки предлагается
строить на принципах сравнения с альтернативными вариантами
[14,16,32,53,69,130]. Взаимосвязь результатов и затрат при выбранных масштабах
развития формирует относительность достижения ценовой или неценовой
конкурентоспособности флота или портов.
В экономической литературе существенное внимание уделено роли и пределам
применения отдельных оценочных показателей [2,19,23,29,33,38,86,116,158,169].
При достижении состояния совершенной конкуренции рынка транспортных услуг
себестоимость, при фиксированных тарифах более четко отражает рациональность
выбора масштабов, нежели прибыль [22,29,40,76,111,133].
Принципы поддержания темпов и эффективности обновления транспортных средств и
технологии обработки транспортных и грузовых потоков тесно связаны с характером
изменения спроса и предложения на РТУ и доступностью основных видов ресурсов.
Судоходные компании и торговые порты в определяющей мере формируют условия, по
которым реализуется участие страны в международной экономике. Поэтому все
остальные виды транспорта должны работать на принципах адекватности
технологическим и экономическим условиям взаимодействия с морским транспортом
при обработке грузопотоков и особенно транзитных. В стране должна
осуществляться единая тарифная политика, в соответствии с которой возможно
координировать уровни цен на перевозку и перегрузку различными предприятиями
транспорта относительно стандартов мирового рынка транспортных услуг. В
противном случае ведущие виды транспорта вынуждены будут для сохранения
грузопотоков снижать обоснованные тарифы. Под влиянием отмеченных условий
формируется разрыв в эффективности обслуживания одних и тех же грузопотоков, в
обработке которых участвуют различные виды транспорта в пределах своей
функциональной зоны.
Так портами Украины в отдельные периоды функциональной деятельности
представлялись скидки на 80 процентов грузов суммарного грузооборота. Уровень
применяемых скидок колебался в пределах 10 – 50 процентов, что повлияло на
стабилизацию грузопотоков.
Однако в любых условиях конечный уровень развития должен отвечать параметрам
качественного удовлетворения потребностей в обработке всей доступной
совокупности грузопотоков. На стадии несбалансированности транспортных
мощностей и грузопотоков внимание необходимо сосредоточить на стимулирования
качества работы [65, 119]. Обращается внимание на необходимость стимулирования
ресурсосберегающих технологий [2,5,17,46,60,125,149] и на тщательность
обоснования проектных решений по критериям сбалансированности.
Задачи достижения и сохранения экономической устойчивости макросистемы и
отдельных предпринимательских структур требуют совершенствования методов
принятия решения, выбора критериев и показателей, отражающих кардинальные цели
и приоритеты морской судоходной политики.
Существенным недостатком современного механизма управления экономическими
процессами и производственным развитием является разрыв между параметрами рынка
транспортных услуг и эффективностью функционирования отдельных транспортных
компаний. Иногда [24,26,74,157,160] выбор вариантов развития строится на целях,
которые не обеспечивают достижения стратегических задач устойчивого развития
системы.
Ограниченность по структуре и объему информационного обеспечения проектов
развития не позволяет сбалансировать цели проектировщиков, изготовителей и
хозяйственных подразделений при создании и использовании новой транспортной
техники, что приводит к несоответствию высоких проектных показателей и
фактических результатов использования судов и грузовых терминалов в реальных
условиях регионального рынка транспортных услуг.
В этом отношении в западной экономической литературе
[25,33,55,57,77,127,131,145,171,185] уделяется особое внимание анализу, как
средству принятия обоснованных экономических решений. Подход: «Экономический
анализ рассматривает текущее состояние экономики и ее перспективы» [156, с. 77]
обеспечивает управление параметрами жизненного цикла любой производственной
структуры. При такой постановке вопроса стратегия развития в основе своей имеет
не только прогнозы, но закономерности, отраженные ходом функционирования
предыдущего периода. К сожалению, в ряде работ [157] перспективы развития
определяются без глубокого экономического анализа.
Весьма часто проектные экономические показатели достигаются со значительным
опозданием относительно расчетного периода освоения экономического потенциала.
Вследствие такой практики формируются эксплуатационные потери судоходных
компаний, тор