СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Часть I. Мелогеография Смоленского региона (троицко-
купальский цикл) 24
Очерк 1. Духовские песни со стихом 6+6 («майские») 29
Очерк 2. Духовские песни со стихом 5+5 42
Очерк 3. Духовские песни со стихом 5+3 63
Очерк 4. Троицко-купальские песни со стихом 4+4 68
Очерк 5. Духовские песни со стихом 6+6 89
Очерк 6. Купальские песни периферийных РТ 100
Очерк 7. Духовские песни: функциональный аспект 105
Часть И. Проблемы реконструкции этномузыкального
ландшафта 119
Глава 1. Типология музыкальных структур в свете данных ареального исследования Глава 2. Мелодиалектная структура Смоленского per иона и
вопросы ее исторической интерпретации 148
Заключение 196
Список литературы 200
Список сокращенний географических названий 213
Приложение 1. Сборник смоленских обрядовых песен весенне-летнего пограничья Приложение 2. Смоленские обряды весенне-летнего пограничья (этнографические материалы)
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа выполнена в русле ареалогических исследований традиционной музыкальной культуры восточных славян. Специфика данного направления связана с применением особых, географических методов в изучении музыкально-этнографического материала. К их числу относится картографирование - описание и изучение народной музыкальной культуры посредством проецирования на карту различных ее элементов с целью выявления их ареалов и дальнейшей интерпретации полученных данных.
Заимствованное из методологического арсенала естественных наук (географии и биологии) картографирование уже около двух веков активно используется гуманитарными дисциплинами -языкознанием, археологией, этнографией. В их недрах отрабатываются особые приемы ареальных исследований, учитывающие специфику их применения к материалу каждой науки. Наиболее глубоко картографирование освоено лингвистикой: уже в 19 в. из нее выделились диалектология и лингвистическая география, а позднее - ареальная лингвистика как самостоятельные разделы
языкознания. В 20 столетии арсалогические методы распространи-
<Л
лось на науки, изучающие народную духовную культуру - этнолингвистику, фольклористику, этномузыкознание и др.
Необходимость учета географического фактора в этих областях научного знания вызвана самой природой исследуемого объекта. Являясь продуктом устной традиции, обрядовые формы, верования, фольклорные словесные и музыкальные тексты существуют в определенном географическом пространстве, границы которого обусловлены культурной историей того или иного этноса или отдельной его группы. Подобно языковым явлениям, эти формы
3
когда конопто сеяли», «как севба, «як картошки содють» и др. Эти определения, единичные в исследуемом корпусе песен, вызваны особенностями поэтических текстов, которые содержат мотивы соответствующих сельскохозяйственных работ. В отличие от собственно жанровых терминов, выделяющих обширные группы музыкально-поэтических текстов по принципу их функциональной общности, данные обозначения указывают на частную и вторичную функцию отдельных песен, поэтому они не являются жанровыми терминами в строгом смысле этого слова.
СМРФ напевов исследуемого РТ представляет собой моно-формульную структуру, характерный ритмический рисунок которой отмечен яркой индивидуальностью, присущей только этому РТ последовательностью долгих и кратких слоговых времен:
В реальном воплощении данной модели часто аугментируются долгие времена музыкально-ритмической формы, в особенности предпоследний слог каждой ритмической группы, а также икто-вый слог второго ритмического периода (см. примеры 1,2). Единственно возможная модификация типовой формы связана с редукцией третьей слоговой группы до 4-х слогов (см. пример 2). Данная версия РТ фиксируется повсеместно, но нерегулярно.
Из элементов ритмической системы РТ со стихом 6+6 ареа-логически значимой является композиция поэтической строфы. В зависимости от величины рефрена выделяются два се вида:
1) с большим рефреном, который занимает целиком 2-й ритмический период (форма строфы аЬ/Р);
нг чу* куй сц-ьд- 4р-л-црй к.
\ \ Г> V
4 • • • • -•
ой мц- мь-н> ц -<и- к-*7... ^
33
2) с малым рефреном в третьей четверти формы (форма строфы аЬ/гЬ).
Разным видам поэтической структуры соответствует различное вербальное наполнение их рефренов: малые всегда основаны на асемантических слогосочетаниях типа «ай ли... ай лёли», большие - на смыслонесущей лексике. Обращает на себя внимание подчеркнуто символический характер словесных текстов в больших рефренах. Почти все они используют растительные мотивы, в них постоянно присутствует эпитет «зеленый». Все это глубоко и прочно связывает поэтику данных текстов с символическим рядом троицкой обрядности, центральное место в котором отведено предметам растительного мира - березовым венкам, майской зелени, травам. Географическая характеристика различных видов словесных рефренов зафиксирована на карте 2.
Наибольшее распространение в Смоленском регионе получил «майский» вариант большого рефрена: «Ой маю-маю, маю зеленого». Все остальные имеют более локальное закрепление. На юго-западе зафиксировано сразу несколько версий большого рефрена: «Ду... дуброва, шумит зеленая», «Гаю-гаю, зеленого маю», «Луги-луги, луги зеленые», «Слава Богу и Духу святому». Здесь же в некоторых деревнях отмечено наличие нескольких вариантов рефрепиых текстов. Иногда они закрепляются за разными поэтическими текстами, как например, но в ряде случаев имеют не текстовое, а временное закрепление, при этом их смена носит ярко выраженный символический характер и всегда однозначно осмысляется носителями культуры как смена качественно разнородных отрезков календарного года. Так, в д.Нитяжи Краснинского р-на песни «на духовской голос» начинали петь задолго до наступления троицкого цикла - с Благовещенья. При этом во время Ве-
34
- Киев+380960830922