Ви є тут

Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях : На материалах Республики Татарстан

Автор: 
Давлетшина Диля Мустафовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1998
Артикул:
1000206642
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение................................................ .........3-11
Раздел 1. Музыкальная культура: содержание, структура, функ- 12-38
ции.
Раздел 2. Содержание музыкальных ценностей, интересов и по- 39-70
требностей молодежи на современном этапе.
Раздел 3. Механизм влияния музыкальной культуры на форми- 71-95
рование духовных ценностей студенческой молодежи.
Раздел 4. Пути оптимизации социального функционирования 96-125
музыкальной культуры на современном этапе.
Заключение........................................................126-135
Список литературы...................................... ..........136-148
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что перемены, происшедшие за последнее десятилетие в экономической, политической, культурной сферах, самым непосредственным образом сказались на сознании буквально всех социальных групп и слоев общества.
Коренные изменения произошли, прежде всего, в духовном облике молодёжи, которая во многом отличается от своих сверстников до перестроечной поры. В своей жизнедеятельности она руководствуется императивами, отличающимися от тех, которые детерминировали мотивацию поведения не одного поколения.
Никогда прежде культура в целом и музыкальная, в частности, не имела такой степени свободы выбора музыкальных жанров, направлений, стилей, как отечественных, гак и зарубежных. С этой точки зрения проблема содержания и структуры духовно - ценностных ориентаций студенческой молодёжи может интерпретироваться как проблема геополитики, анализируя которую мы получаем возможность ответить на такие животрепещущие вопросы: что ожидает Россию в будущем, сохранится ли музыкальная культура как этнокультурная целостность или она будет ассимилирована и станет частью западного мира.
Обращение к музыкальной культуре студенческой молодёжи не случайно: именно музыкальная культура стала актуальной в процессе становления и
-14-
другой - быть ему понятными, т. е. заключать, в себе способность учить новое поколение культурным достижениям предыдущих. В декларации, принятой в августе 1982 года Всемирной конференцией по культурной политике, культура в самом широком смысле трактуется как система характерных материальных, духовных, интеллектуальных и эмоциональных черт общества. Материальная культуры осваивает всю сферу материальной деятельности и ее результаты - орудия труда, быта, жилище, одежду, средства связи, транспорт и т.д. Духовная культура охватывает сферу сознания, воспитания, образования, науку и искусство.
Определяя культуру как систему, мы должны выделить ее составные части, взаимосвязанные и взаимодействующие между собой. Наиболее полно морфология культуры была разработана группой специалистов научно-исследовательского Российского института культурологии Министерства культуры РФ под руководством Э. А. Орловой1. Авторы выделили 4 блока, включившие все культурные процессы и явления.
В первый блок входят общественно-значимые формы социальной организации и регуляции. Это хозяйственная культура (совокупность специализированных и неспециализированных форм материального производства, а также искусственный предметно-пространственной среды обитания людей); политическая культура (структура власти, политические партии, межличностные и межгрупповые отношения, механизмы социальной защиты, идеологические и политические надстройки); правовая культура (законодательство, юриспруденция, системы и нормы социального поведения людей, этика и мораль, правовые теории); конфессиональная культура (религиозные институты и обряды); неспециализированные формы социальной организации (социальные ячейки, функциональные группы и про-
1 См.: Культурология / Научно-образовательный вестник. -1996. - Сб. 1. - С. 62 - 65
-15-
фессиональные объединения, классы и сословия, этносы и национальные сообщества, межэтнические культурные общества).
Второй блок составляют общественно-значимые формы природопользования и обеспечение биологических потребностей людей. Сюда включаются: культура природопользования (совокупность приемов и воззрений на экономное использование природных ресурсов Земли); культура физического воспроизводства и обеспечение биологических потребностей людей (традиции питания, сексуальных отношений; охрана материнства и детсва, нормы личной гигиены и здравоохранения); культура физической и психологической реабилитации человека (физкультура и спорт, организация досуга, охрана старости, формы социального патронажа).
Третий блок включает общественно-значимые формы познания и рефлексии: эзотерическую культуру (миропредставление, основанное на религиозной вере в рационально непостижимые сущности, в некоторые формы продолжения жизни после физической смерти человека); философская культура (совокупность представлений о конечных сущностях бытия); научная культура (совокупность рациональных методов познания реальных сущностей и процессов); художественная культура (совокупность форм эстетически организованного и эмоционально насыщенного отображения действительности).
К четвертому блоку относятся общественно-значимые формы социальной коммуникации и трансляции культурного опыта: культура общения (социальное взаимодействие между индивидами, совокупность вербальных и невербальных языков, систем фиксации и трансляции информации); культура массовой информации (приемы и средства для передачи информации); образовательно-воспитательная культура (совокупность приемов по целенаправленному социально-духовному развитию личности, овладению людьми специализированных знаний, умений и навыков); социально-семантическая