Ви є тут

Принципы преобразования архитектурной среды промышленно-селитебного района Обводного канала в Санкт-Петербурге

Автор: 
Кондратьева Юлия Олеговна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000266973
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ.....................................................................6
ГЛАВА 1. ЛАНДШАФТ РАЙОНА ОБВОДНОГО КАНАЛА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
(ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ)..................................17
Часть I. Планировочная характеристика развития
района Обводного канала...........................................16
Часть 2 Функционально-планировочные участки
района Обводного канала...........................................23
1.2.1. Участок 1. Старо-Пезергофский проспект.....................24
1.2.2. Участок 2. «Треугольник»...................................34
1.2.3. Участок 3. Балтийский и Варшавский вокзалы.................40
1.2.4. Участок 4. Красноармейские улицы...........................47
1.2.5. Участок 5. Московский проспект.............................54
1.2.6. Участок 6. Газовый завод...................................60
1.2.7. Участок 7. Семенцы.........................................65
1.2.8. Участок 8. Семёновский плац................................72
1.2.9. Участок 9. Литовский проспект..............................77
1.2.10. Участок 10. Волковка......................................84
1.2.11. Участок 11. Александровский плац..........................86
1.2.12. Участок 12. Александро-Невская лавра......................89
1.2.13. Участок 13. Бассейн Обводного канала......................93
1.2.14. Трасса Обводного канала...................................97
Часть 3. Классификация элементов архитектурной среды района.......98
1.3.1. Группа, квартал жилых домов и общественных зданий..........98
1.3.2. Предприятие, занимающее исторический владельческий участок ... 99
1.3.3. Предприятие, занимающее два-три владельческих участка......99
1.3.4. Предприятие, занимающее часть жилого квартала.............100
1.3.5. Крупное предприятие XIX века с инженерно-административными
и производственными корпусами 1950-1970-х годов...................101
з
1.3.6. Промышленный ансамбль..................................102
1.3.7. Группы построек промышленно-складского назначения
низкого архитектурного уровня.................................103
1.3.8. Территория промышленно-складского назначения...........103
1.3.9. Комплексы складов......................................104
1.3.10 Отдельное здание 1960-1990-х годов неопределенного назначения 104
ВЫВОДЫ ПО 1-Й ГЛАВЕ...........................................105
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННО-СЕЛИТЕБНЫХ РАЙОНОВ В 1970-1990-Е ГОДЫ.
ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА...........................................107
Часть 1 Реконструкция промышленно-селитебных районов
в США и Великобритании........................................107
2.1.1 Приморский район в Бостоне..............................107
2 .1.2. Район Сохо на Манхеттене в Нью-Йорке..................111
2.1.3. Район Лондонских Доков.................................114
Часть 2. Приемы реконструкции промышленных сооружений,
утративших первичные функции..................................121
ВЫВОДЫ ПО 2-Й ГЛАВЕ...........................................127
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ РЕКОНСТРУКЦИИ
ПГОМЫШЛЕННО-СЕЛИТЕБНОГО ГОРОДСКОГО РАЙОІІА................... 128
Часть 1.Стратегические подходы к реконструкции................128
3.1.1. Промышленно-селитебный район в структуре города........128
3.1.2. Стратегический план....................................129
3.1.3. Градостроительный регламент............................131
3.1.4. Индивидуальные требования..............................131
3.1.5. Инициатива городских властей или частная инициатива... 132
3.1.6. Контроль общественности................................133
26
инженерно-производственные корпуса или остаются пустыри. Северный и южный берега Обводного канала становятся похожи друг на друга
Ярким выражением тенденции полного вытеснение селитьбы из промышленно-селитебных районов стал «Проект детальной планировки района ул. Шканнна - пр. Газа» (1970. Леннроект. мастерская №1 под рук. Наумова & И., гл. арх. Байков Г. Л.):6 Границы проектирования; Обводный канат, Митрофаньевское шоссе, южная граница Ленинского района. Бумажная ул. 54% территории было занято предприятиями, складами, объектами нежилого назначения. Жилье и объекты обслуживания занимали 24,3% территории. Гак как с зонами санитарных ограничений промышленность занимала 100% территории, то был предложен выход -полностью ликвидировать 152 ООО кв. м. жилого фонда и переселить 20 ООО жителей.
Основной критерий проекта - соблюдение требования режима зон вредного воздействия предприятий и организация участка транзитного транспортного диаметра Митрофаньевское шоссе - ул. Циолковского (предусмотренного генеральным планом 1966 года). Проектные предложения касаются застройки, расположенной к западу и к востоку от объединения «Красный Треугольник».
Западный участок. Нарвский пр. спрямляется и выводится прямо на Ново-Калинкин мост. Новая трасса пр. Газа прокладывается через сложившуюся городскую застройку. Жильё полностью ликвидируется. На «расчищаемом участке» возводится торгово-общественный комплекс нежилой зоны, решаемый как единая обьемно-пространственная композиция. Архитектурная стилистика его - грубая по деталям, с примитивным ритмом чередующихся вертикальных полос кирпича и с текла, с плоским силуэтом, соединяющая упрощенные детали функционально различных зданий.
Восточный участок. Трассировка отрезка скоростной магистрали через жилую застройку улиц Шкалнна и Розенштейна и через территорию «Красного Треугольника», не считаясь со сложившимся ансамблем памятника
27
архитектуры Жилые дома улиц Шкапима и Розенштейиа «модернизируются» под объекты нежилого назначения Площадь перед Балтийским вокзалом расширяется за счёт сноса жилого квартала перед Ново-Петергофским мостом. Па его месте проектируется рынок, от которою предполагается открыть перспективу на гостиницу «Совегская». Для этого предлагается снести дома вдоль Лермонтовского пр. на глубину 100 м.
На северном берегу Обводного канала проектируются новая трасса пр Г аза, проходящая через городскую застройку', и скоростная магистраль по ул. Циолковского; предлагается переоборудование жилых домов, находящихся в зонах вредного воздействия предприятий, иод нежилые.
Проект отличает полное равнодушие к сложившейся городской среде. Необоснованная пробивка новых магистралей ведёт к уничтожению города Стремление обеспечить санитарно-защитные зоны предприятий исключительно планировочными средствами провоцирует рост предприятий и расширение их вредного воздействия. Проект не был реализован, но в соответствии с ним жилые дома, предназначенные к расселению, ветшали, городская среда деградировала.'
В настоящее время на участке сформировалась разнообразная городская среда
Ли
Комбинат нм. Степана Разина' занимает участки в трёх кварталах, примыкающих к перекрестку улиц Степана Разина и Курляндской[табл 9]. Некоторые производственные здания расположены по красным линиям улиц, другие находятся в глубине участков, за жилыми домами. Через улицы осуществляется связь между цехами комбината, поэтому на обычных городских улицах царит оживленная рабочая атмосфера. Двухэтажные дома на ул. Степана Разина, сохранившие провинциальный характер городской окраины начала XIX века, составляют романтический контраст с мощными производственными корпусами из красного кирпича. На перекрёстке ул. Степана Разина и