Ви є тут

Модернизация России : Синергетические аспекты

Автор: 
Ельчанинов Михаил Семенович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000267196
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------3
1. СИНЕРГЕТИКА КАК НОВАЯ НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА----------------------10
1.1. Кризис классической парадигмы социальных наук-----------10
1.2. Методологические идеи социальной синергетики------------21
2. СРЕДА И САМООРГАНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ 37
2.1. Трансисторические структуры российского социума---------37
2.2. Модернизация России как катастрофическая перестройка----70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-----------------------------------------------------124
ПРИМЕЧАНИЯ-----------------------------------------------------127
БИБЛИОГРАФИЯ--------------------------------------------------139
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется методологической и теоретической ситуацией в современном отечественном обществоведении, которое до недавнего времени развивалось преимущественно в рамках линейной парадигмы (1), репрезентирующей социальную эволюцию как одновариантное и безальтернативное изменение. Традиционные методы и концепции, основанные на образцах классической социологии, недостаточно адекватны для объяснения катастрофических перестроек в сложных социальных системах.
В российском историческом процессе современная эпоха ознаменовалась не только торжеством квазинаучных утопий и мифологий, но и беспрецедентным социальным экспериментированием, которое вопреки логическим расчетам и прогнозам обернулось неожиданными катастрофами как в начале, так и в конце 20 века. Исторический опыт убедительно показал, что монокау зальное мышление в истории и политике чревато непредсказуемыми катаклизмами. В этом контексте изучение проблем социальной динамики становится одной из наиболее актуальных задач современной социологической науки.
Несмотря на то, что процессуальные аспекты социума постоянно находятся в центре внимания социально-гуманитарных знаний, многие социальные кризисы (бифуркации) оказались совершенно неожиданными, причем в рамках традиционных научных подходов для структурных перестроек не удается найти разумные объяснения. Актуальные исторические события в современном мире и особенно в России показали в научном плане методологическую ограниченность существующих теорий социальной динамики. Это, в свою очередь, требует новых нетривиальных подходов для адекватного осмысления происходящих социально-политических изменений и для достоверного прогнозирования будущих событий. Новые концептуальные возможности открывает системно-синергетическая методология, которая характеризуется стремлением перейти от прежних упрощенных, узкоспециализированных подходов к комплексным, междисциплинарным. Синергетика как трансдисциплинарная парадигма, интегрирующая теорию диссипативных структур, теорию хаоса, нелинейную динамику и теорию катастроф, предполагает не только серьезное изучение внутренних закономерностей и случайностей социальной системы, но и всестороннее исследование её внешних взаимосвязей, в том числе с природными факторами.
13
упрощенной замене реальной жизни компьютерными имитациями и виртуальными абстракциями.
Методологический кризис в классической социологии поколебал позиции редукционизма, хотя его интенции продолжают оказывать существенное влияние на социально-политические науки. "Классический детерминизм, - пишет К. X. Дслокаров, - столь успешно служивший науке несколько столетий, исходил из своеобразного постулата об одномерности мира, из того, что настоящее похоже по своей структуре, характеру взаимосвязи на прошлое и даже на будущее. Такое представление лишает возможностей становления, творения, появления новых качеств" (38). Классический рационализм, таким образом, как основа ньютоно-картезианской парадигмы исчерпал себя в конце 20 века как в идейно-теоретическом, так и прикладном отношении, тем более что до сих пор наука и техника применяются в основном для утилитарных целей, опасных, губительных и антиэкологичных. По мнению Дж. Реале и Д. Антисери, "механическая интерпретативная модель с простыми теоретическими элементами и техническим инструментарием стала мостом от теории к практической переделке мира" (39), что привело в конце концов к общепланетарному экологическому кризису. Более того, осуществление в форме индустриального капитализма модернистского проекта (40), сформулированного рационалистическим дискурсом Нового времени, оказалось драматически противоречивым историческим феноменом: с одной стороны, это - наука, индустрия, демократия, права и свободы человека, прогресс и другие достижения западной цивилизации, с другой - экологический кризис, безработица, преступность, отчуждение, потребительская этика жизни, совершенно несовместимая с экологическим императивом нашего времени.
Марксизм разделял иллюзии классического рационализма и, в сущности, был лишь радикальной конкурирующей версией модернистского проекга, универсально направленного к установлению социального равенства и справедливости, что свойственно одновременно и капитализму, и социализму, хотя с различными идеологическими акцентами. "Во второй половине 19 века, - пишет Л. Г. Ионии, -открытие социального неравенства и требование равенства были осмыслены как часть грандиозного духовного переворота того времени, положившею начало новой культурной эпохе - эпохе модерна" (41). Модернизм провозгласил принципы всеобщей свободы и равенства, однако воплощение этих абстрактных понятий в жизнь в различных обществах неизбежно столкнулось с необычайными трудностями, поскольку существует метафизическое противоречие между универсальными правами
человека и состоянием конкретного общества, где есть бедные и богатые, подчиненные и начальники. Современная демократия, таким образом, постоянно попадает в ситуацию саморазоблачения вследствие того, что абстрактные права и свободы не соответствуют повседневной практике их осуществления. В частности, особенно большие проблемы возникают с реализацией концепции равенства: природа и социум беспрестанно порождают неравенство, хотя общество и заявляет о своем намерении гарантировать равенство В результате этого противоречия возник марксизм, и критика концепции прав человека стала неотъемлемой частью марксистской доктрины, которая изначально была ориентирована на социалистическую революцию как альтернативу формальной демократии и рыночной экономике. По мнению Э. Фромма, "цель Маркса состояла в духовной эмансипации человека, в освобождении его от уз экономической зависимости, в восстановлении его личностной целостности, которая должна была помочь ему отыскать путь к единению с природой и другими людьми. Философия Маркса на нерелигиозном языке означала новый радикальный шаг вперед по пути пророческого мессианства, нацеленного на полное осуществление индивидуализма, то есть той цели, которой руководствовалось все западное общественное мнение со времен Возрождения и Реформации..." (42). Таким образом, марксизм, артикулируя социальные интересы пролетариата и постулируя с помощью сциентизма и утопии наиболее революционный вариант модернизма - индустриальный социализм, безусловно, оставался частью модернистского проекта (43). Болес того, марксизм предпринял грандиозную попытку разрешить исторический конфликт между абстрактными правами и свободами и реальным социальным неравенством, характерным для капиталистического общества. Однако в конце 20 столетия неожиданно произошло историческое крушение марксистского эксперимента и, следовательно, универсальной теории научного социализма, которая является продуктом классического рационализма или, точнее, ньютоно-картезианской (механистической) парадигмы, инкорпорирующей также и классический дискурс Просвещения. М. Хоркхаймер и Т. Адорно в книге "Диалектика Просвещения" отмечают: "...несмотря на то, что и сегодня полностью просвещенная земля живет под знаком торжествующего зла. Просвещение пропагандировало постоянное развитие мышления в самом широком смысле, всегда преследовало цель вырвать людей из состояния страха и превратить их в хозяев своей судьбы... Программой просветителей было избавление мира от чар; они намеревались развеять мифы и с помощью научных знаний полностью изменить человеческое воображение" (44). Марксизм как