Ви є тут

Этнополитическая структура России и ее оценка массовым сознанием

Автор: 
Ортабаев Барадин Билялович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000268710
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................3
Глава 1. Проблема нации в современной науке.9
1.1. Современные подходы
к проблеме этногенеза.....................10
1.2.Этногенез и политика ......................29
1.3. Дискуссия о нации в этносоциологии... 4 7
Глава 2.Отношение россиян к федеративным и национальным процессам в стране.........66
• * $■ г
2.1. Федерализм реальный и желаемый
в массовом сознании россиян.........67
2.2. Политизация массового сознания россиян в оценке межэтнических отношений........................................83
Заключение......................................107
Список литературы...............................115
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное состояние национальных отношений в России является предметом серьезной озабоченности не только политиков и ученых, но , без преувеличения, всех граждан страны. Центробежные силы, действовавшие в сфере межнациональных отношений в период распада Советского Союза, казалось, пошли на убыль, когда была предпринята попытка систематизации этих отношений, с одной стороны, в рамках СНГ, а, с другой, через структурирование федеративных отношений внутри России.
Однако, существование СНГ носит, в большей степени, декларативный характер, а Российскую Федерацию, после заключения двухсторонних договоров между субъектами и Центром, сотрясают локальные конфликты, остро замешанные на конфессиональной основе и имеющие непосредственную связь с этнической неустойчивостью в мире в целом.
В этой связи возникает вопрос о целесообразности федеративного устройства страны в том виде, в каком оно есть сейчас. Раздаются предложения отказаться от национально-территориального деления, а также высказываются крайние точки зрения, согласно которым нация вообще -это миф, вера в который и тормозит развитие страны.
К сожалению, в теоретической социологии нет единого мнения по перечисленным вопросам, а конкретные социологические исследования , активно проводимые на территории страны в последние годы, не могут быть адекватно интерпретированы без опоры на соответствующую концептуальную базу.
5
Элементарной единицей ЭВОЛЮЦИИ животных вообще и человека, в частности, является популяция. Популяция представляет собой «далее неразложимое на составные части эволюционное единство, способнее к развитию во времени и пространстве, самовоспроизведению (посредством репродукции составляющих ее отдельных особей), трансформации (посредством преимущественного размножения групп генетически различных особей) и изменению ареала»' . Относительная изолированность популяций обеспечивается географическими и генетическими факторами (сохранение из поколения в по
коление постоянства круга вступающих между собой в брак). Поэтому можно утверждать, что популяционный уровень организации живой материи обеспечивает генетическое разнообразие, необходимое для выживания вида, привычно звучат выражения «популяция растений», «популяция животных». Менее привычно — «популяция людей». Тем не менее, вид' также структурирован по популяционному принципу. По крайней мере, С точки зрения биологов. Правда, изучение генетической структуры популяций у человека в этой отрасли знания считается проблемой весьма трудной и мало освоенной. Очевидность их существования совмещается с невозможностью интерпретировать его в терминах популяционной генетики. Отсюда — противоречия и неуверенность в выводах о сущности и перспективах развития популяций у человека. Так, например, Дж. Харрисон пишет: «Общая структура человеческих популяций в ходе
большей части эволюции - это структура, типичная для небольших долго существовавших изолятов, которая время от времени нарушалась в связи с миграциями, вторжениями
’Тимофеев -Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоком А.В. КршхнП очерк юорни эволюции. М. 1969.
13
или смешиванием»1 . Здесь все сказанное можно с успехом отнести и к описанию популяций некоторых животных. Специфически человеческое не выделено и особых трудностей не возникло. Но уже несколькими строчками ниже тот же Харрисон признается: «Однако, в настоящее время в связи с прогрессом техники круг возможных браков значительно расширился, замкнутость изолятов нарушается во всем мире и, по—видимому, навсегда. Почти повсеместно этот процесс зашел столь далеко, что ничего подобного обособленным популяциям не осталось»" . Так есть они или нет — популяции у человека?
Логичнее всего, на наш взгляд, предположить, что естественное структурирование по популяционному принципу сохранялось у человека лишь на первых ступенях его существования как особого животного вида. Но как только начинает проявляться принципиальная противоположность его животному, естественные механизмы генетического обособления популяций уже не действуют. В то же время само это обособление как необходимое условие существования вида, должно сохраняться. Поэтому дпя сохранения генетического разнообразия начинают вырабатываться неспецифические для живой природы механизмы, прежде всего это механизм эндогамии. Они закрепляются через систему табу и создание особых структур внутрипопуляционной Организации. Но как только эти механизмы начинают функционировать, мы уже не можем назвать то, что они регулируют популяцией. Сохраняется ареал обитания, но это уже территория расселения, специально охраняемая. Сохраняется случайный подбор пар, но он уже регламен-
с.32*.
! Д*. Харрисон и ,ф. Биология псло&гка. М. 1979.С.203.
-Там же. С.205.
14