Ви є тут

Смысложизненные ориентации как показатель социальной культуры личности : Опыт социологического анализа проблемы

Автор: 
Тимченко Наталья Станиславовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000288389
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение......................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения социальной культуры........................................................ 16
1.1. Теоретические направления современного социологического анализа социальной культуры............................. 16
1.2. Методология социологического анализа социальной культуры: системный подход.............................. 39
1.3. Смысложизненные ориентации как показатель социальной культуры личности....................................... 71
Глава 2. Социальная культура молодежи в современном российском обществе (па примере изучения смысложизненных ориентаций выпускников средних школ города Барнаула)........................86
2.1. Выборка, методика и техника исследования смысложизненных ориентаций выпускников средних школ г. Барнаула................................................ 86
2.2. Специфика смысложизненных ориентаций молодежи в современном российском обществе..........................98
2.3. Особенности влияния смысложизненных ориентаций на социальное поведение выпускников....................... 123
Заключение..................................................... 136
Библиографический список........................................143
Приложения.................................................... 159
Введение
В последние годы интерес к культуре оказался в центре всего комплекса социогуманитарных наук, в том числе и социологического знания. Актуализация проблемы культу ры на пороге нового тысячелетия вызвана тем обстоятельством, что ученые, вынужденные под давлением умножающихся проблем современности заново переосмысливать вопрос о фундаментальных основаниях социального бытия, признают, что лишь нерасторжимое единство человека, культуры и общества может быть условием сохранения человечества в будущем.
Следствием этой рефлексии стало усиление гуманитарной составляющей социологического знания. Это означает смещение акцентов в исследовании социального мира с безличностных социальных структур на человека, представленного в единстве его биопсихосоциальной природы. Возрастание субъектной роли человека в жизни общества предполагает приоритет культуры во всех сферах деятельности человека, а, следовательно, усиление внимания к культуре, лежащей в основе его социально-творческой активности.
Другой момент, обусловивший выдвижение культуры на первый план исследовательского интереса в современной социологии, состоит в понимании той особой роли, которую играет культура в современном обществе. Она способна не только интегрировать общество в целостный единый организм, задавая ему смысловой горизонт существования, создать и постоянно поддерживать ту систему ценностно-смысловых координат, которая лежит в основе поведения социальных субъектов, но также является важнейшим фактором общественного развития.
Изменение общества, обретение им нового социального качества невозможны без изменения его культурной матрицы. Поэтому в контексте происходящих в России ускоренных социокультурных, экономических,
15
никон они занимают среднюю позицию. Доминирующий в сознании подростков "достижительный" тип смысла жизни соответствует иной формуле социальной идентификации и жизненной стратегии - "активность - индивидуализм".
Апробация работы. Основные положения и результаты работы были представлены автором на научно-практических конференциях (международная конференция "Проблемы устойчивого развития общества и эволюция жизненных сил населения Сибири на рубеже XX-XXI веков", Барнаул, 15-19 декабря 1997 г.; межрегиональная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы социального партнерезва в современных условиях", Барнаул, 12-14 ноября 1997 г.; всероссийский семинар "Социологические парадигмы как основание анализа современной социальной практики междисциплинарных исследований", Барнаул, 18-19 октября 1998 г.), использовались при разработке и преподавании отдельных разделов курсов "Культурология" и "Социология традиций и инноваций". По результатам работы автором опубликовано 11 статей и тезисов.
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения социальной культуры
1.1. Теоретические направлении современного социологического анализа социальной культуры
Возросший в последнее время интерес к культуре, обусловленный, с одной стороны, изменением взгляда на ее роль и место в социальной системе в связи с пересмотром теоретических представлений об обществе, и необходимостью анализа процессов социокультурной трансформации российского общества, с другой, создает все основания для того, чтобы попытаться найти новое, более "социологическое'’ звучание понятия "культура", снять с него привычный стереотип восприятия этого концепта как имеющею отношение к сугубо эстетическим явлениям и превратить его в работающий инструмент социального познания.
В последнее время в отечественной социологической литературе все чаще для этого используется понятие "социальная культура". Однако его нельзя отнести к числу четко обозначенных и устоявшихся категорий.
Заметим, что в западной культурологии, социологии, социальной и культурной антропологии успешная разработка концепта социальной культуры началась еще в первой половине XX века. Так, например, американские культурологи А. Клакхон и К. Кребер в своей известной работе "Культура: критический обзор концепций и определений" проводят следующее членение культуры: материальная, социальная и духовная. Под материальной культурой понимается вес, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обитания, к удовлетворению его потребностей дальнейшего существования, технологической стороне жизни. Под социальной культурой понимаются отношение людей друг к другу, систе-