Ви є тут

Архитектура в традиционной культуре горских народов Северного Кавказа

Автор: 
Сулименко Сергей Дмитриевич
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2000
Артикул:
1000321972
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Структура работы
Введение.
I Историография вопроса и основные литературные источники
1.1. Кавказоведение и архитектура.
1.2. Кавказ в описаниях античных авторов.
1.2.1. Труды античных географов и историков
1.2.2. Описания военных и политических деятелей.
1.2.3. Энциклопедические сочинения, землеописания для школы и занимательного чтения.
1.2.4. Трактат Марка Витрувия Поллиона «Об архитектуре».
1.3. Северный Кавказ в описаниях средневековых авторов.
1.3.1. Труды географов и купцов.
1.3.2. Описания миссионеров.
1.3.3. Известия военных и политических деятелей.
1.3.4. « География Грузии» царевича Вахушти Багратиони.
1.4. Горская архитектура и культура в трудах пионеров научного кавказоведения ( XVIII - нач. XIX в.в.).
1.4.1. Исследования иностранных путешественников.
1.4.2. Исследования русских путешественников.
1.5 Археологические и этнографические исследования второй половины XIX нач XX в.в.
1.5.1. Исследования правоведов.
1.5.2. Ученые, изучавшие традиционную культуру Северного Кавказа.
1.5.3. Заметки интеллигенции, изучающей Кавказ в познавательном плане.
1.6. Археолого-этнографические результаты исследований 1920-1 ЭЗОг.г.
1.6.1. Исследования Л.П. Семенова.
1.6.2. Исследования И.П. Щеблыкина.
1.6.3. Исследования Г.А. Кокиева.
1.6.4. Исследования Е.Г. Пчелиной.
1.6.5. Исследования Е.И.Крупнова.
1.6.6. Исследования Л.И.Лаврова.
1.7. Историко-археологические исследования памятников традиционной культуры горских народов Северного Кавказа, опубликованные в 1950-1980-е годы.
1.7.1. История и этногенез.
1.7.2. Исследования нартского эпоса.
1.7.3. Исследования языческих верований, традиционных обычаев, обрядов и ритуалов.
1.7.4. Исследование поселений и жилищ.
1.7.5. Исследования башен, склепов и святилищ.
1.8. Историко-архитектурные исследования Дагестана и Северного Кавказа.
1.8.1. Народная башенная архитектура.
1.8.2. Исследования традиционной архитектуры народов Дагестана.
1.8.3. Исследования архитектуры Северного Кавказа.
1.9. Современные культурологические и этнографические исследования традиционной культуры горских народов Северного Кавказа.
1.9.1. Исследования природно-пространственной среды жизнедеятельности горских народов.
1.9.2. Археологические и метрологические исследования.
1.9.3. Религиоведческие исследования Выводы по I главе.
II. Домостроительное творчество и традиционная культура горских народов Северного Кавказа.
2.1. Исторический очерк этнокультурной ситуации на Северном Кавказе в XIV - XVIII вв.
2.1.1. Этнические процессы в XII - XV вв.
2.1.2. Языки и диалекты горских народов.
2.1.3. Социально-этнические особенности горских обществ.
2.1.4. Особенности мировоззрения, верования, религии, фольклор.
2.1.5. Обычаи и нормы поведения горцев.
2.1.6. Предметно-пространственная среда.
2.1.7. Некоторые особенности традиционной горской культуры.
2.2. Традиционное природопользование и домостроительное творчество горцев.
2.2.1. Пространство месторазвития горских народов.
2.2.2. Виды традиционного природопользования.
2.2.3. Домостроительное творчество и экологический каркас природопользования (скотоводство, земледелие, мифологические модели природопользования).
2.3. Символика «пространства поведения» в обычаях, обрядах и ритуалах горских народов
2.3.1. Пространство поведения повседневной жизни.
2.3.2. Пространство поведения в обрядах жизненного цикла.
2.3.3. Обычаи алтычества, гостеприимства, кровной мести и их пространственная локализация.
2.4. Культурно-символический аспект домостроительного творчества.
2.4.1. Мифологические образы и пространственная символика.
2.4.2. Пространственные представления в нартском эпосе и языческих верованиях.
2.4.3. Строительные обряды.
2.4.4. Вайнахская строительная песня.
Выводы по II главе.
III. Классификация памятников и типология традиционной архитектуры горских народов Северного Кавказа.
3.1. Система традиционного расселения, фортификация и пространственная структура селения.
3.1.1. Модели освоения пространства и системы традиционного расселения горцев.
3.1.2. Проблема защиты и фортификационные системы горских обществ.
3.1.3. Состав, структура и характер селений.
3.2. Архитектурные типы традиционного жилища.
3.2.1. Идеальное жилище по нартскому эпосу.
3.2.2. Реконструкция жилища по описаниям авторов конца XVIII - XIX вв.
3.2.3. Основные классификации традиционного жилища (по литературе).
3.2.4. Строительные конструкции и архитектурная форма основных типов традиционного жилища.
з
проблематика осетино-вайнахских этнокультурных связей. В свете данной проблемы Б.А.Кало§|з изучает:
- географические условия территорий
- сельскохозяйственные орудия
- народные средства передвижения
- жилище и утварь
- традиционную одежду
- прикладное изобразительное искусство
- параллели этносов
В результате он выявляет ряд общекультурных черт осетин и вайнахов :
- единство похоронных и поминальных обрядов в дсмснотеистический период ( до начала XIX в.)
- общность типов башен и святилищ
- отсутствие на праздниках женщин
- общность тотемов и нартских сказаний.
Все эти сходные черты он объясняет не общностью происхождения, а тесными этнокультурными связями народов. «Осетино-вайнахские этнокультурные контакты привели к созданию многих сходных черт в хозяйстве, материальной и духовной культуре, общественном и семейном быту, традиционных верованиях. Однако приведенные материалы показывают, что,* наибольшую близость осетинская традиционная культура обнаруживает с ингушской культурой.» (122, С 153)
Б.А. Калоевым были собраны и проанализированы описания Осетии русскими и зарубежными путешественниками ХН!-Х!Х в.в., в результате чего им был издан сборник « Осетины глазами русских и иностранных путешественников Х1Н-Х1Х в.в.»
В исследованиях А.Х. Магометова рассматривались проблемы традиционного семейного быга осетин, положения женщины, виды традиционного хозяйства осетин.
Он отмечает, что большой опыт земледельческой деятельности дал возможность осетинам выработать не только свою систему технических навыков, но и помог возникновению своеобразных общественных правил и религиозно-магических представлений и обрядов, связанных с земледелием.
75
Им дано подробное описание убранства традиционной крестьянской сакли - хадзара, уделено особое внимание очагу - центру домашней жизни.
Кроме того, А. X. Магометов рассматривает формы семьи и особенности семейного быта, а также брак и свадебную обрядность осетин в прошлом. Исследователь подробно описывает сватовство, а также родильный обряд и особенности воспитания детей. (175)
Исследование А.Р.Чочиева посвящено становлению социально-иерархической системы у осетин, органически связанному с ранней этнической историей народа. Основное • содержание работы посвящено сложению и развитию военно-иерархических структур у скифо-язычных (ираноязычных) кочевников Юго-Восточной Европы. Предприняты попытки проследить общие контуры идеологической системы осетин, обозначившиеся в результате сопряжения экономической и социальной структур кочевничества и оседлости.
Проблема имеет многосторонний характер, она сплетена из нескольких актуальных тем:
♦ этническая история осетин;
♦сложение иерархических структур на заре классообразования;
♦ истоки этнической культуры;
♦ социальная специфика процессов межэтнического сближения и ряд других.
Наибольший интерес представляет собой его исследование выражения военно-демократического уклада горских обществ в формах материальной культуры средневековой Осетии, которое основано на подробных описаниях поселений и жилищ горных районов Северного Кавказа.
АР.Чочиев утверждает, что “ уже для позднего периода обитания на равнине были характерны оседлые поселения, по периметру которых сооружали оборонительные стены. Над входом (или входами) в поселение сооружалась башня. Система оборонительных сооружений вокруг поселений называлась БЫРУ. Слово это имеет в осетинском комплексное значение “вал-ров-крепостная стена.” В случаях, когда подчеркивается значение земляного вала, употребляется СЫДЖЫТБЫРУ (или ЗЭХХЫНБЫРУ) - “земляной быру”; в порядке такого же уточнения крепостную стену обозначают БЫРУАМАД - “быру (каменной) кладки. »(297, С.54)
76