Ви є тут

Роль СМИ в формировании социокультурных и духовных факторов развития федеративных отношений в России

Автор: 
Ковригина Ольга Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000335011
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Место и роль средств массовой информации в
современной модели становления федерализма в России.
1. Исследования по проблематике деятельности СМИ в России.
2. Проблемы государственного строительства на современном этапе разви тия федеративных отношений и деятельность СМИ.
3. Социально-экономические реформы в современной России и их отражение в общественном сознании.
Глава 2. Роль СМИ в создании социокультурных и духовных условий развития федеративных отношений в современной России.
1. Проблема тика формирования нового информационного пространства.
2. Взаимодействие власти и СМИ.
Глава 3. Социально-политические проблемы развития
российского федерализма и деятельность СМИ (но данным экспертных опросов)
1. Российский федерализм глазами государственных служащих.
2. Влияние деятельности СМИ на развитие российского федерализма.
Заключение.
Приложения.
Библиография.
3-17
18-56
18
28
45
57-80
57
65
81-127
81
107
128-132
133-139
140-150
3
Введение
Лктуальность исследования. Становле!Iие постиндустриалыюго общества, к которому стремятся развитые страны, существенно повышает значение информационных процессов, отношений и средств. Во всем мире с каждым днем развиваются, совершенствуются различного рода информационные технологии.
В странах Западной Европы и в Америке еще в начале 60-х годов XX века проблема расширения информационного пространства стала одной из наиболее актуальных. Средства массовой информации (СМИ) уже тогда играли главную роль в формировании общественного мнения. С тех пор их воздействие на различные стороны общественной жизни заметно возросло.
Что касается нашей страны, то если раньше деятельность СМИ в России ассоциировалась в основном с идеологическим воздействием, то на данный момент наиболее актуальной сферой их деятельности является становление новой государственности и, в частности, федеративные отношения. Это обусловлено многими обстоятельствами, среди которых можно выделить наиболее важные и имеющие первостепенное значение для понимания того, какую роль в развитии федеративных отношений в России играют СМИ, а также их участие в социально-экономических и по.' I ит ических процессах.
Для многонациональной России необходимость проведения эффективной национальной, конфессиональной и гражданской политики выступает важнейшим инструментом социальных реформ, поддержания социально-политической, территориально-экономической целостности государства и общественного согласия. Такая стратегия невозможна без активного участия СМИ.
В контексте крупных общественно - политических изменений представители различных национальностей (этнических общностей),
14
преобразований в обществе, социально-культурного развития,
формирования информационного пространства России, а также укрепления межнациональных отношений позволило выделить гри группы основных гипотез исследования.
Первая группа гипотез связана с реализацией модели
асимметричного развития федеративных отношений, с построением федерализма "сверху" и практикой подписания Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между Центром и субъектами РФ. СМИ при этом продолжают оставаться ангажированными политическими элитами, поддерживая политику "сильных мира сего".
Вторая группа гипотез состоит в следующем: 1) необходимость расширения информационного пространства требует огромных средств, что влечет за собой пересмотр экономических возможностей общества, а это, в свою очередь, требует расширения межрегиональных связей и развития межбюджетных отношений с регионами; 2) население страны нуждается в устойчивости и позитивном характере проводимых экономических реформ, в их прозрачности для граждан, что требует огромной работы СМИ в данном направлении на всех уровнях; 3) меры, направленные на повышение социально-экономической конкурентоспособности России также требуют плодотворной работы общероссийских и региональных СМИ, преодоления их излишней политизированности и коммерциализации.
Третья группа гипотез означает: 1) в субъектах РФ полным ходом
идет формирование гражданской идентичности, основывающейся на этнической, конфессиональной и культурной идентичностях, в связи с чем необходимо поддерживать многонациональность и поликулыурность населения республик, являющихся ценным источником современного динамизма изменений; 2) отсюда следует необходимость разработки моделей и технологий реализации социокультурных интересов
15
национальных меньшинств в контексте решения общегражданских задач и интеграции населения в гражданское общество с активным участием как общероссийских, так и региональных СМИ, а также необходимость предотвращения межнациональных конфликтов в целях сохранения целостности государства, что предполагает масштабную деятельность СМИ на всех уровнях.
Научная новизна диссертации. В исследовании представлена специфика социологического анализа деятельности СМИ в системе развития федеративных отношений, что делает диссертацию одной из первых работ, раскрывающих место и роль СМИ в реализации современной модели российского федерализма и, в частности, в формировании социокультурных и духовных факторов его укрепления и совершенствования.
В диссертации проанализированы и обобщены направления деятельности СМИ на федеральном и региональном уровнях в проведении реформ в области административно-территориального развития страны, а также в экономических, политических и социально-культурных преобразованиях, в формировании государственной информационной политики.
Особое внимание в работе уделяется мнению государственных служащих, специалистов в области федеративного строительства как социального слоя, влияющего на принятие политических решений о развитии социально-экономической ситуации в России, а также о деятельности СМИ и их роли в развитии российского федерализма.
Положения, выносимые на защиту:
1. Жизнеспособные федеративные отношения не способны образоваться без деятельности объективных и независимых СМИ, которая, с одной стороны, является условием нормального функционирования государства, а с другой - гражданского общества.