Ви є тут

Социально-культурный потенциал дополнительного образования в становлении профессиональной культуры педагога

Автор: 
Васильева Евгения Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193480
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................с. 3
Глава первая. Теоретико-методологические основания исследования дополнительного образования как пространства становления профессионально-педагогической культуры.........................с. 17
1.1 Педагогическое образование: состояние и тенденции изменения (социокультурная динамика).....................................с. 19
1.2 Дополнительное образование как параллельное в системе высшей педагогической школы...........................................с. 33
1.3 Профессионально-педагогическая культура: подходы к социокультурному анализу (сущность и структура) с. 50
Глава вторая. Становление профессионально-педагогической культуры в процессе дополнительного образования.........................с. 68
2.1 Социокультурный потенциал дополнительного образования как пространство становления профессионально-педагогической
культуры.......................................................с. 69
2.2 Типология мотивации выбора и индивидуализация образовательных траекторий в пространстве дополнительного образования..........с. 85
2.3 Принципы вариативного моделирования становления компонентов профессионально-педагогической культуры с. 100
Заключение с. 116
Приложение с. 127
Литература с. 141
2
ВВЕДЕНИЕ
Аюуальность темы исследования. Общезначимым в научных работах, посвященных проблемам образования, стал тезис о том, что в современном мире образование все более становится фактором, не только определяющим параметры жизненного пути человека, но и обеспечивающим место конкретного общества, государства в общецивилизационном ряду. Стремление к образованию, к знаниям признано сегодня во всем развитом мире одним из важнейших элементов национального богатства, поскольку «будущее принадлежит тем странам, которые имеют наиболее эффективные школы, способные создать интеллектуальный потенциал как важную объективную основу для развития способностей большинства граждан и для обеспечения их благополучия»1.
Но образование, оказав содействие современному прогрессу как одна из его движущих сил, ныне стало его жертвой. Уже с середины прошлого столетия в сфере образования стали проявляться такие тенденции, которые позволили ряду исследователей обосновать вывод о мировом кризисе образования. Если говорить о социально-педагогической стороне кризисных явлений в образовательных системах, то они проявляются как следствие характерных для современного общества противоречий между целями образования и его результатами; формальной организацией учебного процесса и его содержанием; предзаданностью учебных программ и индивидуальной неповторимостью образовательных траекторий. С этой точки зрения, суть дискуссий о современном кризисе в системе образования кратко может быть определена следующим образом: классическая модель образования отжила свой век2.
Другими словами, суть кризиса образования заключается в углубляющемся разрыве между нарастающей динамикой развития всех сторон общественной жизни и социальной инерционностью сферы образования, которая оказалась не в состоянии приспособиться к быстрому темпу изменения
1 Education on Trial: Strategies for the Future. New York, 1983. P. 13.
2 См.: Леонтьева B.H. Образование как феномен кулътуротворчества //Социологические исследования, 1995. № 1.
3
Все это вместе взятое ориентирует на то, что предметом образовательной деятельности по обретению профессии здесь выступает не система знаний, умений и навыков и даже не ее более поздняя интерпретация как профессиональных компетенций, а наиболее адекватное жизненному пространству человека социокультурное по своему происхождению и предназначению понятие - его профессионально-педагогическая культура.
4. Проектируя образовательный процесс в пространстве параллельного образования студентов высшей педагогической школы, следует ориентироваться на то, что его содержательные потенциальные возможности в становлении профессионально-педагогической культуры организационно раскрываются далеко не оптимально. Так, всеми видами дополнительных образовательных услуг на регулярной основе пользуются только 12,8% студентов; еще 11,8% делают это время от времени. Причем востребованность типизируется по четырем значимым основаниям: интерес продиктован стремлением к расширению диапазона общей культуры; открывается перспектива получения второй специальности; занятия в системе дополнительного образования позволяет решить некоторые личностные проблемы; это необходимо для более полного овладения будущей профессией. Ведущим фактором выступает углубленное изучение интересующего предмета -72,5%.
5. Специфика дополнительного профессионального образования как параллельного заключается в том, что студенты как будущие специалисты, в значительной степени могут лишь «прожективно» оформлять свой социальный заказ на достраивание личной профессионально-педагогической культуры. Это порождает противоречие, заключающееся в несовпадении «прожекгивной» направленности студента в сфере дополнительного профессионального образования с ее деятельностным оформлением учителями. Так, более половины из них отмечают дефицит психологической подготовки как самое значимое в состоянии профессионально-педагогической культуры, но лишь
14
чуть более 3% студентов избирают эту направленность дополнительного профессионального образования.
Данное противоречие не выявлено системой управления развитием высшей педагогической школы, которая, в целях повышения качества подготовки специалиста, требует организации социологической службы, обеспечивающей мониторинг состояния динамики профессиональнопедагогической культуры. Это позволит, в частности, скорректировать выравнивающе-компенсаторную функцию дополнительного образования, обеспечивающую целостный характер формирования профессиональнопедагогической культуры.
6. Содержание и организация образовательного процесса в пространстве дополнительного профессионального образования как параллельного в той модели, которая преобладает в высшей педагогической школе в настоящее время слабо интегрированы с содержанием базового образования (что проявляется в наличии двух крайностей: прямое дублирование или отсутствие должной преемственности) и организацией свободного времени студентов, что служит сдерживающим фактором использования его потенциальных возможностей. Это порождает потребность пересмотра принципов управленческого сопровождения дополнительного профессионального образования в высшей педагогической школе с целью создания условий для достраивания профессионально-педагогической культуры.
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена ее новизной и заключается в тех ее положениях, которые задают направления поисков ресурсов и резервов дополнительного образования как пространства становления профессионально-педагогической культуры на основании развивающей, гуманитарной парадигмы образования.
Фактический материал, теоретические обоснования и выводы, сделанные в настоящей диссертационной работе, могут использоваться управленцами, организаторами, педагогами, занимающимися совершенствованием дополнительного профессионального образования, при