Ви є тут

Социальная модернизация в современной России : Духовный и аксиологический аспекты

Автор: 
Манченко Александр Петрович
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2000
Артикул:
1000336725
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
\
*
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ....
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЛЕДОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ АСПЕКТОВ МОДЕРНИЗАЦИИ..................................... 18
§1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ В АНАЛИЗЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ..18
§2. Социокультурные аспекты теорий органической и
ДОГОНЯЮЩЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ..............................40
ГЛАВА 2. ДУХОВНЫЙ АСПЕКТ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ДИНАМИКА ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ________________________________________ 62
§1. Духовно-культурные и ценностно-нормативные границы
СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА.....................62
§2. Ценностные оппозиции в современном российском обществе ...................................................79
ГЛАВА 3* КУЛЬГУРОШОК В МОДЕРНИЗИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ----------------------------------------- 97
§1. КУЛЬТУРА КАК ЛОКОМОТИВ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ..97
§2. СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И КОНФЛИКТНОСТЬ ПРОТЕКАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ......................................111
ГЛАВА 4. ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВОВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.«. 124
§ 1. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ ...124
*
§2. Политическая культура и политические ценности в СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.............................................147
ГЛАВА 5. РОЛЬ ИДЕОЛОГИИ И РЕЛИГИИ В МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 166
§ 1. СОЦИОКУЛЬТУТРНЫЕ ФАКТОРЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
166
§2. РОЛЬ РЕЛИГИИ В МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО
ОБЩЕСТВА...........................................189
ГЛАВА 6. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ.........................................211
§ 1. СОЦИОКОД И КОНФЛИКТ ЦЕННОСТЕЙ.............211
§ 2. Политическое распутье и идеократические тупики 226
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................. 243
ЛИТЕРАТУРА.................................... 250
дернизации можно признать конкретно-историческими формами идеологии в обыденном и научном смысле слова. В частности, М.Вебер показал, что любая религиозная и светская идеология есть выражение энергии и энтузиазма социальных общностей. Она не менее реальна, чем материальные интересы, и образует необходимый компонент исторического процесса. Любая идеология стремится изменить мир и человека, но для этого ей необходим носитель в виде материальных интересов той или иной общности и развитая социальная структура. Однако стремление к достижению материальных интересов обычно приводит к отклонению идеологий от своей основной цели - изменения мира. И чем больше та или иная идеология ставит во главу угла материальные интересы индивидов и групп и человеческие страсти, тем меньше она может изменить мир. Если идеология не воспитывает в своих последователях стремления к трансцедентапьным целям и вытекающего из данного стремления ’’мирского аскетизма”, - шансы преобразования мира и человека стремятся к нулю1.
Эта моменты - невозможность окончательного решения указанных проблем, превращение любых концепций и программ модернизации в идеологическую форму и отклонение идеологий от своей основной цели -позволяют более конкретно отразить логику и посылки любых моделей модернизации.
Концепции и программы нормативизма и рациональности всегда ориентируются на определенную модель развития. Ее эталоном могут выступать либо вечно недостижимые цели, либо история и общественное устройство той или иной страны, которая, по оценкам других субъектов международного права, "дальше” продвинулась на этом пути. В этом от-
1 См.: Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С.7-42
ношении модернизация может рассматриваться как воплощение нормативизма в социальной науке, политике и управлении: будущее состояние анализируемого и управляемого объекта привносится из сферы вечно недостижимых идеалов или извне (опыта развития других стран) как модель желаемого общественного устройства. И потому в процессах модернизации признается априорная значимость идеалов "благосостояния”, "равенства”, "свободы”, "счастья" и т.п., и таких институтов, как экономическая свобода, политическая демократия, права человека, достоинство личности, терпимость к политическим и культурным различиям.
Кроме того, концепции и программы модернизации включают в себя определенную модель общественного сознания, политики и управления: предполагается, что объект духовного, политического и управленческого воздействия обладает способностями к саморазвитию. А субъект должен оказывать такое воздействие на механизмы саморегулирования, которое обеспечивало бы максимально свободное их развитие. При этом сразу возникают вопросы: какой тип социальных интересов признать ведущим? какую из способностей человека (чувство, волю или разум) и его ценностей (выгоду, равенство, справедливость, свободу, счастье или истину) признать главной при принятии решений о модернизации?
Как станет ясно из дальнейшего изложения, большинство теоретиков модернизации и практических политиков явно предпочитают концепции "человека экономического" и "человека политического" всем остальным. Такая государственная модель нашла наиболее полное выражение в той модели отношений между государствами, которую представил Т. Гоббс в "Левиафане". Государства живут в естественном состоянии войны и, поскольку обладают абсолютной свободой, постольку могут делать все, что признают наиболее полезным для своей безопасности, в том числе и осу-