Ви є тут

Ценность человека и стоимость его жизни : Экономико-социологический аспект

Автор: 
Багаева Алиса Валерьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
270154
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
2
Введение...............................................................3
I лава 1. 1 Гроблема ценности человека в общественных науках......... 10
1.1. Ценность человека в социальной философии................... 10
1.2. Решение проблемы ценности человека в социологической науке 33
Глава 2. Стоимость человеческой жизни и ценность человека
в экономической теории и в экономической социологии 73
2.1. Ценность человека как стоимость его жизни...................73
2.2. Ценность человека в концепциях полезности...................90
2.3. Определение ценности человека трудом.......................... 95 -
Заключение........................................................... 110
Библиографический список использованной литературы 121
ВВЕДЕНИЕ
з
Актуальность темы исследования. Человек и его развитие признаны общим критерием оценки и показателем результатов деятельности современных обществ. Организацией Объединенных Наций предложена методика анализа и показатели человеческого развития, публикуются соответствующие ежегодные доклады, в том числе по регионам и странам. Появились первые доклады ООН по человеческому развитию в России. В этой связи становятся чрезвычайно важными анализ и оценка человека и его развития с позиций двух исходных принципов основных экономических теорий - стоимости и полезности (ценности).
В современной экономической социологии проблемы человека настолько живо и непосредственно связаны с реалиями социально-экономической практики, что в их содержании непросто провести грань между элементами научно-теоретического и предметно-практического характера. Сложившаяся в годы новейшей истории нашей страны социально-экономическая ситуация, практическое отсутствие концептуальных идей развития общества и целей, обладающих общественной притягательностью, ставшее обыденным грубейшее попрание элементарных прав и свобод не могли не отодвинуть на задний план осмысление ценности человека и анализа его непосредственной жизни.
Актуальность темы представленной диссертации определяется общественно-политической ситуацией, сложившейся в современной России. В условиях отсутствия четко сформулированных властью и принятых обществом методов и путей достижения стабилизации и развития экономики проблема ценности человека и стоимости его жизни предстает уже не только как один из критериев оценки экономического развития, но как стратегическая задача осмысления возможности выбора модели экономического роста, адаптации национального механизма к новому
12
субъективистская трактовка ценностей, их сведение к явлениям духовной культуры, исключает из ценностей человека и его непосредственную жизнь, представляющую для него «величайшую и ни с чем не сравнимую ценность» [Там же, С.261]. В другом месте, говоря о различии ценностей жизни и культуры, В.П.Тугаринов отмечает, что «жизнь, здоровье, общение с себе подобными - это целая и особая группа ценностей, не сводимых к ценностям культуры» [Там же, С.276].
Понимая под ценностью специфическое объектно-субъектное отношение, выявляющее значение объекта для субъекта, субъективисты не включают человека в область предметов и явлений, которые могут быть носителями ценности. В соответствии с субъективистской концепцией, человек может быть только оценивающим субъектом, выступая со стороны своего сознания и способности оценивать, «мерой всего того, что им относится к ценностям и осмысливается как ценность». В этом качестве человек не может быть ценностью, так как выступает оценивающим субъектом.
Вместе с тем, человек не может быть ценностью и в роли другого полюса ценностного отношения - оцениваемого объекта, так как, согласно точке зрения субъективистов, объект обладает ценностью не в силу своих ценных и полезных свойств, но с точки зрения того значения, которое придает ему оценивающий субъект. Выход же за рамки человеческой субъективности выводит и за рамки ценностного отношения как особой сферы духовной деятельности человека, переводя отношения в плоскость объектно-объектных или субъектно-субъектных отношений, где ценностные суждения невозможны. Таким образом, не признавая «данности ценностей от природы», субъективисты представляют их результатом человеческого усмотрения.
В этой связи особый смысл приобретает мысль В.П.Тугаринова о человеке и его жизни как первейших ценностях» [99, С. 10]. Человек не только мера всех вещей, но ценность, прежде всего. Однако немедленно возникает вопрос: кем может быть проведена оценка человека, и в соответствии с какими
13
критериями? Вероятно, таким критерием может выступить общество. Основой для такого вывода является положение о том, что человек есть и субъект, и объект одновременно, ибо функция его двояка: человек одновременно и продукт общества (совокупность всех общественных отношений, 110 К.Марксу), и творец общества (в том смысле, что общество создается самим человеком). Исходя из этого, можно сказать, что в той же мере, в какой справедливо ценностное отношение к предметам и явлениям жизни и культуры со стороны человека, справедливо ценностное отношение и к самому человеку, то есть постановка его в позицию оцениваемого объекта.
Придание человеку только статуса меры всех вещей, оценивающего субъекта, но не объекта и ценности, предполагает, что в качестве его сущности не признаются общественные отношения, что эта сущность не выводится за пределы его личности. Между тем, человек становится ценностью только в обществе и посредством общества. Здесь уместно привести высказывание К.Маркса о том, что человек не рождается фихтеанским философом по принципу «Я еемь я», что лишь относясь к другому человеку как к себе подобному, он начинает относиться к самому себе как к человеку, и этот другой человек становится для него формой проявления рода «человек» [56, С.62].
В этом своем суждении К.Маркс приводит аналогию о том, что как стоимость товара определяется общественно необходимым трудом, так и ценность человека не вытекает из того, что он является человеком, а определяется обществом. Объективным критерием ценностного отношения к человеку со стороны общества выступает объективный характер общественноисторической деятельности людей.
Вот почему В.П.Тугаринов придавал столь большое значение марксистской теории стоимости, дающей все основные методологические посылки для разработки теории ценностей и являющейся ее экономическим выражением [97, С.258]. С этой точки зрения нельзя принять тезис о том, что стоимость и полезность как характеристики явлений социального мира не