Ви є тут

Школа как агент политико-правовой социализации молодежи в современной России

Автор: 
Шеховцова Надежда Алексеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270577
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕЛ1ИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И НАУЧНАЯ 11 РОБ Л ЕМ А
1.1. Теоретико-методологические подходы к изучению процесса социализации индивида в современном обществознании
1.2. Образование как институт политической и правовой социализации личности
ГЛАВА II. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО СОЦИУМА
2.1. Ценностные установки и поведенческие ориентиры российской молодежи в трансформирующемся обществе
2.2. Школьное образование: состояние и проблемы процесса политической и правовой социализации учащихся
2.3. Образовательные и воспитательные модели в системе политико-правовой социализации школьников (из опыта работы учреждений образования г.Волгограда)
Стр.
3-16
17-58
18-35 36-56
59-126
61-79
80-102
103-124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С11ИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
127-129
130-144
145-174
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационною исследования.
Вопросы изучения статуса и роли молодежи в современном обществе, форм и методов социализации, степени социально-политической идентичности и включенности молодого поколения в многообразную жизнедеятельность российского социума занимают одно из центральных мест в социологической науке. Это вызвано тем, что современный этап модернизации России связан с глубокой трансформацией системы ценностей, моделей социального поведения граждан, особенно молодежи, а также социальных институтов, регулирующих социальное взаимодействие. В процессе реформирования Российской Федерации прервались традиционные коммуникационные потоки, приведшие к пересмотру отношения к патриотизму как жизненной ценности, социально одобряемому и не одобряемому, правомерному и неправомерному поведению, к способам нормативного контроля и санкциям со стороны общества, а также формам и методам становления гражданской и правовой культуры молодежи.
Вместе с тем в период кризисного состояния общества отчетливо произошло осознание того факта, что именно в подростковом возрасте интенсивно идет формирование нового типа личности, свободно ориентирующегося в условиях рынка, рассчитывающего прежде всею на себя, а не на помощь государства в решении проблем материального благосостояния, обретения прочного социального статуса, способного адекватно воспринимать ценности демократического правового г осударства. В ситуации, когда вполне можно ожидать появления «потерянного поколения», так как родители в основном озабочены проблемой выживания и адаптации к новым социальным реалиям, принципиально важной является необходимость комплексного изучения молодежи, наиболее эффективных форм, методов, институтов ее социализации как в интересах со-
16
11ри подготовке и написании диссертации выводы и результаты исследований были апробированы в выступлениях на международных, всероссийских, межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях. Автор принимала участие в работе 6 конференций в различных регионах страны: в Волгограде, Кисловодске, Екатеринбурге, в том числе в Первом Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество» в г. Санкт-Петербурге в 2000 г.
Диссертант являлся участником областного тура Всероссийского конкурса «Лидер в образовании - 2000», где представил проект «Особенности управления процессом правовой социализации школьников в современной России (региональный аспект)».
Важнейшие моменты диссертационного исследования изложены в различных публикациях (всего - 8). Автор награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ за творческий вклад в развитие теории и практики управления в области образования, разработку инновационных технологий управления, способствующих развитию системы образования Российской Федерации и участие во Всероссийском конкурсе «Лидер в образовании - 2000» (Приказ № 14 от 11.03.2001).
Автор полагает, что данная диссертационная работа не представляет собой набор бесспорных и застывших истин, а является началом открытого и объективного обсуждения поставленных в пей проблем.
Структура работы.
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
17
ГЛАВА І
СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
Личность является продуктом сложного переплетения социально-экономических, политико-правовых и историко-культурных условий жизнедеятельности людей. Совершенно очевидно, что молодежь в процессе социализации, вовлечения се в общественную деятельность не только наследует, но и видоизменяет отношения, сложившиеся у предшествующих поколений. И если в прошлом успех воспитания оценивался по тому, насколько удалось старшему поколению передать накопленный опыт, знания и ценности, то сегодня этого явно недостаточно, так как нынешним детям предстоит жить в мире, существенно отличном от мира их родителей. В настоящее время происходит понимание того, что молодежь не только объект воспитания, но и субъект социального действия, что требует принципиально иного типа социальной политики.
В условиях модернизации российского общества изучение проблем социализации и воспитания имеет важное значение для уяснения возникающих противоречий, связанных с жизнедеятельностью молодежи, для нахождения научно обоснованных путей и методов их разрешения.
С этих позиций в данной главе диссертант попытался:
- определить авторскую позицию о сущности, условиях, механизмах и структурных элементах социализации как общественного процесса;
- выявить характерные особенности политико-правовой социализации личности;
- рассмотреть образование как социальный институт и его основные признаки;
- исследовать возможности и эффективность функционирования современной общеобразовательной школы как агента социализации.